КОНТРАФАКТ, ФАЛЬСИФИКАТ ИЛИ ПОДДЕЛКА: В ЧЁМ РАЗНИЦА?
Контрафактные товары сегодня становятся всё более серьёзной проблемой, затрагивая интересы не только предпринимателей, но и общества. Данная проблема носит серьёзный характер, поскольку наносимый ущерб может исчисляться миллионами и даже миллиардами. Потребители, приобретая товары более низкого качества, нередко рискуют не только своими денежными средствами, но и здоровьем, особенно если речь идёт о контрафактах в сфере фармацевтики, парфюмерии, продуктов питания. Правообладатели же терпят финансовые убытки за счёт неполученной прибыли и несут репутационные риски.
Предприниматели и производители товаров неслучайно регистрируют используемые товарные знаки. Регистрация товарного знака и получение свидетельства — это основной способ подтвердить наличие прав владельца на товарный знак. Зарегистрированный товарный знак даёт неоспоримое преимущество: в случае незаконных действий правообладатель имеет правовое подтверждение того, что товарный знак и исключительные права принадлежат ему, а значит он имеет все основания запретить другим лицам использовать зарегистрированный товарный знак без собственного согласия.
Когда в СМИ описывают правонарушения в сфере товарных знаков, чаще всего упоминаются контрафактные товары, фальсификат и подделки. Как правильно назвать товары, на которых незаконно нанесён товарный знак, и существуют ли различия между упомянутыми понятиями?
Контрафакт. В нормах Гражданского кодекса РК и Закона РК «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров» (далее — Закон) содержится определение контрафактных товаров. В п. 3 ст. 44 Закона указано: «Товар и его упаковка, на которых размещены без согласия владельца товарный знак, географическое указание и наименование места происхождения товара или обозначения, сходные с ними до степени смешения, признаются контрафактными». Положения данной нормы позволяют сделать вывод о том, что продукция с товарным знаком, используемым без согласия правообладателя, признаётся контрафактной.
Фальсификат. В Гражданском кодексе РК и Законе отсутствует понятие «фальсификат». Однако правовое определение термина всё же есть. Так, в пп. 12 ст. 1 Закона Республики Казахстан «О безопасности пищевой продукции» приводится понятие фальсифицированной пищевой продукции: «… пищевая продукция, заведомо и умышленно изменённая, поддельная и (или) имеющая скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо недостоверной или неполной».
Существует также определение фальсификации лекарственных средств и медицинских изделий. Согласно п. 2 ст. 260 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», фальсификацией лекарственных средств и медицинских изделий является представление недостоверных сведений о характеристиках и (или) об источнике происхождения.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что фальсификация связана с намеренным искажением или изменением характеристик и свойств товара. При этом преобразования носят негативный характер и могут нанести вред здоровью потребителей.
Подделка. Описание этого термина в аспекте использования товарных знаков отсутствует. В Толковом словаре Ушакова дают следующее определение: «То, что подделано, имитация, предмет, сделанный наподобие чего-нибудь настоящего, фальшивый предмет, выдаваемый за настоящий». Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что подделка — это имитация либо фальсификация оригинального изделия. Таким образом, подделкой будет как полное копирование, так и искажение отдельных качеств или характеристик. Следовательно, и фальсифицированные, и контрафактные товары можно назвать подделками.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод о соотношении терминов «контрафактный товар», «фальсификат» и «подделка».
Контрафактные товары — это товары, на которых или в которых незаконно используется интеллектуальная собственность. Результаты противоправных действий нарушителя выражены в товарах. При этом как искажение объекта интеллектуальной собственности, так и его несанкционированное копирование будет считаться контрафактом.
Фальсификат — это действия, связанные с преобразованием качеств или свойств оригинального продукта. В таком случае правонарушители производят продукцию с искажением характеристик первоначального, подлинного товара и выдают такой продукт за настоящий.
Подделка — это неправовой термин, который используют для обозначения изготовления товаров с нарушением прав производителей, владельцев интеллектуальной собственности и потребителей товаров. К подделкам относят и имитацию товаров, в случае, когда продукцию или товарный знак копируют полностью, и фальсификацию, когда товары производят с преобразованиями или изменениями.
Если рассматривать данные понятия с позиции защиты прав владельца товарного знака, то можно отметить, что Гражданский кодекс РК и Закон не разделяют незаконное использование товарных знаков на подделку с искажением и полное копирование, и выделяют только понятие контрафактных товаров. Таким образом, вне зависимости от того, каким образом правонарушители незаконно использовали товарный знак, действия будут квалифицироваться как контрафактные. При этом если также искажают и изменяют качество товара, то можно говорить о контрафактном товаре, сопряжённом с фальсификацией.
Диана Есенова,
главный специалист отдела
по правам интеллектуальной собственности
Департамента юстиции
области Ұлытау