Незамеченный гений, опередивший свое время
Свобода много значит в культуре кочевого казахского народа. Отстаивание своей независимости и территориальной целостности всегда было в приоритете. Однако, не всегда свои земли и идеалы можно отстоять битвами и переговорами, что доказали события XX века, когда наиболее плодородные земли Казахстана отдавались крестьянам, а кочевникам не оставалось ничего лучше, чем искать своему скоту наиболее зеленый клочок земли на территории бескрайней степи. Никакие восстания не смогли бы урегулировать данную ситуацию, нужны были новые идеи, новые решения. Тяжелые времена всегда рождают сильных людей, каких в истории нашей страны насчитывается очень много. В данной статье мы бы хотели поведать Вам историю первых конституций Казахстана, написанию которых поспособствовали идеалы и желание перемен представителей казахской интеллигенции XX века.
В середине XIX века завершился процесс вхождения Казахстана в состав Российской империи. Для свободолюбивого кочевого народа стало проблемой насильственное изъятие плодородных участков земель, что привело к формированию и появлению в начале XX века политических движений и партий. В авангарде политической мысли встали представители национальной интеллигенции. Каждого ее члена, каждого участника волновал и беспокоил вопрос о будущем, свободе и образованности казахов.
Наиболее ярким примером для нас являются представители движения «Алаш», но не только они внесли огромный вклад в развитие политической мысли Казахстана. Однако, мало кто задумывается над тем, что в Постановлении всекиргизского съезда в Оренбурге 21—28 июля 1917 года говорится о том, что разработку Программы партии Алаш съезд поручает киргизским делегатам, избранным на Шураи — Ислам. И буквально 21 ноября готовый проект программы уже печатается в газете «Қазақ». Подготовить проект программы, определяющий будущее государства, в столь короткие сроки представляется невозможным. Однако, в данном историческом событии была опущена очень важная деталь — проект был готов уже давно, автором его был Барлыбек Сыртанов — яркий представитель казахской интеллигенции, государственный и общественный деятель. Получая высшее образование в Санкт-Петербурге с 1886 по 1890 годы, молодой Сыртанов познакомился и с другими представителями будущей интеллигенции Казахстана, с которыми и создал общество «Земляки». На собраниях они обсуждали проблемы жизни и существования своего народа, который не мог освободиться от оков невежества и покорности. Обладая познаниями из разных областей науки, они мечтали вести народ по пути истинного освобождения и цивилизованного развития.
После окончания университета Барлыбек Сыртанов не отступил от своих идеалов, продолжая бороться за права своего народа. Так, в 1903—1907 гг. Б. Сыртанов участвовал в обследовании пограничной линии между Россией и Китаем. Он неоднократно выступал против заселения российскими переселенцами Семиречья и отнятия лучших пастбищ и пахотных земель у коренных жителей. Как носитель передовых идей своей эпохи и гражданин, он выступал против реакционной политики П. А. Столыпина. В журнале «Айкап» он публиковал статьи о социально-политических проблемах казахского народа.
На всеобщем съезде казахов он выдвинул ряд вопросов, которые считал наиболее важными и актуальными, в них входили следующие положения: вернуть насильственно отнятые у казахов земли; уравнять права местного населения с правами русских; провести выборы среди представителей казахского народа в Государственную Думу; провести выборы духовных муфтиев согласно местным нуждам.
Однако, и этого было недостаточно. Потому с 1910 по 1913 год Барлыбек Сыртанов в тайне активно работает над созданием документа, который в последствии можно будет назвать первой прописанной конституцией казахского народа. Документ назывался «Қазақ елінің уставы» («Устав казахского государства») и состоял из 4 пунктов и 28 статей. Основной особенностью Устава стало то, что была показана необходимость существования казахских земель не как части Российской империи, а в качестве доминиона. Согласно этой модели, земли Казахстана должны были выйти из состава России и существовать как отдельное государство в статусе республики. Подобное решение обеспечило бы казахский народ равностью в правах и независимостью, освободив территории страны от статуса колонии.
Многие статьи устава были разработаны с целью развития на территории Казахстана демократии, гласности, свобод и прав человека, были представлены идеи по усовершенствованию судебной системы.
Предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми выдержками из Устава:
«В Казахской стране все люди обладают равными правами. Не допускается ущемление и дискриминация по половому, расовому, религиозному и иным признакам».
«Человек имеет право на имущество. Изъятие, конфискация личного имущества дозволено только при наличии решения суда».
«Все природные богатства под землей и на земле, водоемы, леса, горы, степь принадлежат народу».
«В Казахской стране правит народ, который имеет свои национальные особенности. Главный орган — Национальный мажилис, избранные в мажилис будут избирать президента страны сроком правления на четыре года. Президент не имеет права избираться более двух раз.»
Позже, многие из выраженных Барлыбеком Сыртановым идей войдут в Программу партии Алаш. Еще при жизни труды Сыртанова были оценены по достоинству, его современники очень лестно отзывались не только об активной политической позиции автора Устава, но и с уважением относились к его трудам. Его жизнь была яркой и содержательной, за короткое время Барлыбек Сыртанов успел сделать очень много для своего народа. Нам же остается ценить и сохранять его наследие, с уважением относиться к современным условиям жизни, ведь большинство идеалов уважаемого Сыртанова воплотились в жизнь. Сейчас Казахстан больше не колония и даже не часть СССР, а суверенная страна с огромным потенциалом. Несмотря на то, что сам автор первой конституции Казахстана не смог бы увидеть воплощение его мечты в жизнь, его любовь к справедливости и равенству, его борьба за независимость казахского народа не угасает и не теряет своей актуальности. Она продолжает жить в сердце свободолюбивого народа, права которого и отстаивал Барлыбек Сыртанов. Нам же остается помнить о его труде, который, к сожалению, опередил свое время на сто лет.
Влада Гоцак.