СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ?
В культуре каждого народа, независимо от времени, части света и религиозных взглядов, существует свое уникальное представление о рае и его утопическом аналоге на земле. В том месте нет ни болезней, ни войн, ни голода, люди добры и не знают бед. Однако сохранившиеся в исторических хрониках представления о Земле обетованной различаются. Данные особенности восприятия рая объясняются неповторимостью культуры народа, на формирование которой влияют образ жизни, фольклор, место проживания и исторические события. Так, в уже известный ряд мировых райских и утопических топонимов в казахской литературе обычно добавляют два понятия: «Жидели Байсын» и «Жеруйык», а к традиции утопических мыслителей – Асана Кайгы. Кем был великий искатель Земли обетованной в Казахстане, где она располагалась и как ее представляли, мы расскажем вам в данной статье.
Асан Кайгы – казахский жырау, кочевой философ, степной гуманист. Сведений о раннем периоде его жизни или среде, в которой он вырос, в исторических источниках не сохранилось. Однако нам достоверно известно, что в период политической борьбы в улусе хана Абулхаира он принял сторону оппозиции – султанов Жанибека и Керея. После образования Казахского ханства в 1456 году он стал главным идеологом государства и по совместительству советником ханов. Возлагая большие надежды на созданное ханство, он мечтал о счастливом будущем народа.
В период становления Казахского ханства на долю кочевого народа выпало немало трудностей: джут, стихийные бедствия, нестабильность политической ситуации. Асан Кайгы всегда душой болел за свой народ, потому немало сил и времени потратил на поиск идеального места для проживания, который в народе получил название «Жеруйык».
Каким был рай на земле в представлении наших предков? Жеруйык – невероятно красивое место, в котором достаточно чистых водных источников, а земли плодородны. Ни люди, ни домашний скот не знают голода. Сохранилось и описание Земли обетованной: «Золотая земля — Жидели Байсын — там застыло время и нет пределов пространству, там жило человечество, когда светлы и открыты были глаза у людей и души чисты, когда гордо и прямо смотрели люди, восхищались горами и солнцем, полетом птиц и бегом коней. Все были молоды и прекрасны, не знали старости и болезней, не ведали изнуряющего труда. Щедры были люди, жили без зависти и алчности, сама земля была как пиршественный стол, полный яств».
Согласно мифам и легендам, Асан Кайгы посетил множество мест в поисках рая на земле. Начиная от Поволжья (места, где он родился) до Афганистана и Китая. Он был и на западе, и на востоке, и на севере, и на юге казахской степи, но нигде не мог остановиться и получить удовлетворение. Согласно другим легендам, он все-таки нашел такое место, правда, определяется оно по-разному: от безопасных пастбищ около Ирана до территории близ Самарканда. Многие исследователи считают, что в своих бесконечных поисках акын пришел и в колыбель нации – Ұлытау. Место поклонения предкам, место памяти и истории не могло не привлечь мыслителя. Однако, как бы ни была привлекательна земля, насколько бы богата ни была ее история, она всегда будет оставаться лишь частью нашего мира.
Значит ли это, что все усилия Асана Кайгы были напрасными? Если бы это было так, то имя мыслителя и философа не вошло бы в анналы истории. Его труд был направлен на поиски места, где его народу более не пришлось бы страдать, а его имя стало символом борьбы против тирании, насилия и несправедливости. Он оставил после себя не только свои идеалы, но и творческое наследие. Ведущее место в трудах Асана Кайгы занимает философско-назидательный жанр: поэтические размышления, музыкальные речитативы (терме), красноречивые назидания, основным содержанием которых являлись насущные проблемы жизни казахского народа. Его имя не просто так стало частью множества легенд и приданий. Идеи Асана Кайгы вдохновляли не одно поколение молодых и амбициозных мыслителей, а через его краткие критические рассуждения, прогнозы и наставления исследователи смогли получить различные сведения, картины, представления об обстоятельствах жизни народа при становлении Казахского ханства.
Влада ГОЦАК.