Госслужба в области Ұлытау: Работа с новыми Кадрами
Создание эффективной структуры управления является приоритетом в деятельности госорганов. В нашей стране работе с кадровым резервом уделяется огромное внимание. А создание эффективного регионального кадрового резерва — ключевая задача для обеспечения преемственности и устойчивого развития нашего региона. Совсем недавно в области Ұлытау завершился отбор в региональный кадровый резерв, в котором приняли участие граждане не старше 35 лет, имеющие высшее образование и стаж работы не менее 3 лет. Так, из 73 претендентов по разным отраслевым направлениям были определены 20 кандидатов. Мы поговорили с руководителем Департамента Агентства РК по делам государственной службы по области Ұлытау Романом Кимом, чтобы поподробнее узнать о перспективах и проблемах госслужбы.
- Каким, по вашему мнению, должен быть образцовый госслужащий?
- Безусловно, государственный служащий должен быть честным, то есть искренне относиться к своим обязанностям; справедливым, то есть принимать только законные решения, независимо от постороннего влияния, и не допускать какой‑либо дискриминации; добросовестно служить на благо общества и государства; быть вежливым, корректным и уважительным при общении с гражданами; клиентоориентированным, то есть самостоятельно проявлять инициативу к принятию мер по улучшению качества оказываемых государственных услуг, ориентируясь на запросы населения, и ни в коем случае не допускать проявления бюрократизма и волокиты. Государственный служащий должен быть преданным интересам общества, способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана, сохранять и укреплять доверие общества к государственной службе, государству и его институтам. Общество рассчитывает, что государственные служащие будут выполнять свои обязанности компетентно и эффективно, исключительно в соответствии с законами, со всей добросовестностью. Таким образом, несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к служебной этике государственных служащих.
- Как часто осуществляются обучение и переподготовка государственных служащих области Ұлытау, в том числе и за рубежом?
- Подготовка (обучение) государственных служащих осуществляется в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (далее — Академия госуправления), сотрудников судебной системы — в Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан (далее — Академия правосудия) — на основе государственного образовательного заказа по направлению соответствующего государственного органа. Срок обучения и порядок поступления определяются правилами приема на обучение утвержденными организациями образования. При направлении государственным органом государственного служащего на обучение ему предоставляется отпуск без сохранения заработной платы, но за ним сохраняется место работы (должность). Во время обучения для государственных служащих предусматривается прохождение практики за рубежом. Так, например, в 2023 году трое государственных служащих области Ұлытау прошли зарубежные практики в Турецкой Республике, Литовской Республике и в Республике Болгария. Переподготовка проводится для лиц, впервые поступивших на административную государственную службу корпуса «Б» либо впервые назначенных на руководящую административную должность корпуса «Б». Переподготовка осуществляется в Академии госуправления и ее филиалах. Государственные служащие направляются на переподготовку не позднее шести месяцев со дня назначения на должность. Повышение квалификации административных государственных служащих корпуса «Б» осуществляется в Академии госуправления и ее филиалах, а также может осуществляться в организациях образования, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих (согласно профилю деятельности государственного органа). Государственные служащие корпуса «Б» проходят повышение квалификации не реже одного раза в три года (или в случае получения неудовлетворительной оценки деятельности по итогам года).
- Роман Юрьевич, как, по вашему мнению, можно решить проблему коррупции среди госслужащих?
- Здесь, наверное, справедливо будет сказать, что проблема коррупции является проблемой не только нашего общества и нашей экономики — коррупцией охвачены практически все страны мира. Не зря же в 2003 году ООН провозгласила 9 декабря Днем борьбы с коррупцией, тем самым подчеркнув особую опасность этого явления в мировом масштабе. По некоторым данным, ежегодный объем взяток в мире составляет порядка 1,5-2 трлн долларов США. То, почему человек решает преступить закон и совершает коррупционное деяние, на мой взгляд, — вопрос морали, точнее, ее отсутствия. По моему убеждению, преступное поведение «возникает» не у того, у кого к этому есть определенное социально-психологическое предрасположение, а у того, кто оказывается в определенных условиях и сам выбирает модель своего поведения. Коррупционные схемы ведь включают в себя не только чиновников, но и рядовых граждан, которые зачастую добровольно участвуют в коррупционных схемах с целью обогащения или решения вопросов в свою пользу. Таким образом, без изменения отношения самого гражданского общества к коррупции успешное противодействие ей невозможно.
Первое. Необходимо воспитывать «нулевую терпимость» к коррупции в обществе. Граждане должны больше знать о том, какой материальный и моральный ущерб наносит коррупция не только государству и обществу, но и каждому гражданину персонально. Например, для бизнеса суммы взяток включаются в себестоимость и приводят к увеличению стоимости товаров и услуг, потребителями которых являются простые граждане. Отдельные руководители крупных казахстанских компаний заявляют, что расходы на взятки повышают себестоимость их продукции минимум на 10 %.
Второе. Нередко коррупционные правонарушения являются следствием слабой правовой грамотности самих граждан. В этом смысле известная ремарка «Незнание закона не освобождает от ответственности», полагаю, нуждается в переосмыслении. Нам необходимо добиваться кардинального искоренения правового нигилизма в обществе. То есть все граждане, достигшие совершеннолетия, должны знать основные положения уголовного и административного законодательства — алгоритм их безопасного и достойного поведения в обществе. Каждый закон должен быть доведен до граждан в объеме, необходимом для осознанного его применения. Для этого необходимо предусмотреть в программах школьного образования соответствующие предметы.
Третье. Необходимо сокращать прямое взаимодействие между гражданами и госорганами. В данном случае положительную роль может сыграть цифровизация процессов оказания государственных услуг путем их максимального перевода в электронный формат.
Четвертое. Важнейшим институтом государства и общества являются средства массовой информации. Много говорится о роли СМИ в вопросах противодействия коррупции. Как отмечено в Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022—2026 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 02 февраля 2022 года № 802, «…Потенциал средств массовой информации в противодействии коррупции используется не в полной мере… Широкая вовлеченность журналистов и иных представителей средств массовой информации в противодействие коррупции будет способствовать укреплению активной гражданской позиции казахстанцев».
- Спасибо за беседу!
Жанар МИНЖАСОВА.