«Незнание порождает страх. У людей мало информации об АЭС» — Акансери Сулейменов
Незнание порождает страх — именно этим объясняется скептицизм казахстанцев в отношении строительства атомной электростанции (АЭС). Акансери Сулейменов, блогер и общественник из Жезказгана, в интервью нашему изданию делится своим видением на необходимость строительства АЭС в Казахстане. Он подчеркивает, что недостаток информации о будущем энергетики страны и страх перед атомной энергией формируют ошибочные убеждения среди населения. В связи с этим Акансери Сулейменов призывает к более взвешенному обсуждению этого стратегически важного вопроса.
- Вы за или против строительства АЭС?
- Я определенно за строительство АЭС. Это необходимо не только с точки зрения энергетики, но и с экономической стороны, учитывая стратегическое планирование нашей республики.
- Как вы считаете, готово ли общество к строительству АЭС? Какие настроения преобладают среди людей?
- У людей сейчас двоякое отношение к строительству АЭС в Казахстане. С одной стороны, они понимают, что в будущем нас ждет нехватка энергии. Но люди не знают реальных цифр: сколько мы потребляем энергии, сколько закупаем. Многие думают, что у нас все в порядке, но на самом деле, если я не ошибаюсь, около трети всей энергии мы импортируем из других стран. Общество пугает само слово «атом». Почему‑то его связывают с военными разработками, вспоминают Семипалатинский полигон, боятся повторения Чернобыльской катастрофы, вызванной человеческим фактором, и аварии на Фукусиме, причиной которой были природные катаклизмы. Они боятся неизвестности, потому что у нас не было опыта работы с АЭС. Да, в 70‑е годы в Актау работал атомный реактор, но люди не придавали этому значения, а сейчас он приостановлен.
Мы живем в эпоху хайпа, когда все гонятся за народным признанием. Я думаю, что те, кто выступает против строительства АЭС, — это зачастую популисты. Есть такое понятие, как «плюрализм» — мнение каждого важно. Но когда речь идет о реальном принятии решений, мне кажется, нужно думать логично и здраво.
У населения мало информации о потребностях в энергосистеме, а об АЭС — еще меньше: как она будет работать, каковы ее преимущества. И тут больше вопросов к политической составляющей: кто будет строить АЭС, на какие средства, когда она будет завершена. Но на данный момент главный вопрос — нужна нам АЭС или нет. Президент предложил провести референдум, чтобы народ выбирал сам. Все остальное — вопрос времени, возможно, 15‑ти лет… Кто будет строить, где конкретно — на юге, у озера Балхаш, или в другом месте — это второстепенные вопросы. Сейчас важно решить, нужна ли нам АЭС в принципе. И тут вся научная общественность и экономисты поддерживают идею о стратегической необходимости АЭС.
- Какие шаги должно предпринять государство, чтобы повысить доверие населения к АЭС?
- Необходима массовая агитация, но она не должна быть государственной пропагандой. Людей, которые против строительства, тоже не стоит загонять в рамки или преследовать за их мнение — это неправильно. В любом случае, по моему мнению, из 100 % голосующих 15 % — это люди, которые сомневаются и не разбираются в вопросе, около 5 % — ярые популисты, которые хотят заработать политические или медийные очки. А подавляющее большинство, около 70—75 %, понимает, что АЭС необходима. Причем большая часть этих 70 % — это молодежь. Именно ей нужно предоставлять информацию. И не только с государственных площадок или телевидение. Молодежь должна сама генерировать идеи о необходимости строительства АЭС.
- Какие ложные и опасные высказывания можно услышать среди населения о строительстве АЭС?
- По моему мнению, в топ‑3 опасений народа входит мнение о том, что может произойти ядерная катастрофа. Люди боятся, что ситуация, подобная Чернобылю, может повториться — это первое опасение. Второе связано с экологией. Из-за нехватки информации люди думают, что произойдет радиоактивное загрязнение местности, что в будущем население будет страдать от онкологических заболеваний, а в следующих поколениях якобы будут рождаться люди с мутациями, хвостами, двумя носами и так далее. Третье опасение касается кадров для обслуживания АЭС. Люди (опять же, из-за нехватки достоверной информации) не знают, что у нас есть Институт ядерной физики, где готовят специалистов, способных обслуживать атомные электростанции. Хотя на строительство АЭС выделено 15 лет, и к этому моменту, я думаю, кадры для эксплуатации АЭС будут готовы.
- Что бы вы хотели сказать широкой аудитории о важности обсуждения таких проектов, как строительство АЭС?
- Это наше будущее. Будущее нации, о котором нужно думать не только в личных интересах. Наши предки оставили нам земли, чтобы мы их сохранили. Наши отцы строили города, и теперь мы должны поддерживать этот темп развития. Мы достигли определенных результатов в демографии, в общественном строе, у нас есть достижения этого поколения. Но мы должны думать о будущем поколении, которое не должно столкнуться с проблемами, которых у нас сейчас нет. Это будущее не за горами — вот у меня есть дети, и через 15 лет они станут родителями, а я — дедушкой. Для них это важно. Этот вопрос нужно решать сейчас. Мы пишем историю, думая не только о настоящем, но и о будущем наших детей.
Строительство АЭС в Казахстане — это вопрос, который касается не только нынешнего, но и будущих поколений. Акансери Сулейменов уверен, что развитие атомной энергетики — стратегическая необходимость для страны, и ключевым шагом в этом процессе должно стать просвещение общества. А страхи и сомнения можно преодолеть, если люди получат достоверную информацию, и осознают, что будущее энергетической отрасли Казахстана зависит от решений, которые мы принимаем сегодня.
Даирбек РЫСКУЛОВ.