В КАЗАХСТАНЕ ПОВЫСЯТ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН И ДИЗТОПЛИВО
Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам. «Первое, с текущими ценами, сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать. Второе, с такой разницей в ценах “переток” в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом объемы “перетока” будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта. Третье, сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы “теневого” рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана», — сказал Болат Акчулаков.
Еще одна причина, по мнению министра, низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу.
По словам главы ведомства, для стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами.
«Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг — повысить предельные розничные цены, в частности: на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182−187 (в зависимости от региона) до 205 тг. за литр (рост 11%); а цена на дизель составит 295 тг. за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230−260 тг. (в среднем рост 20%). Соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня. Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива».
Он отметил, что в Казахстане очень высокий уровень потребления ГСМ: в год на душу населения потребляется 370 литров топлива. По его словам, в России эта цифра составляет 225 литров, в Кыргызстане — 98 литров, а в Узбекистане — 44 литра. При этом уровень потребления в основных секторах экономики Казахстана сильно не изменился.
Тем не менее, Алихан Смаилов заверил, что государство принимает все меры для увеличения производства ГСМ. Он подчеркнул, что в прошлом году в Казахстане был произведен рекордный объем дизельного топлива — 5,2 млн тонн. При этом в целом за последние 5 лет производство бензина выросло на 70%, а дизтоплива — на 33%.
Как заявил премьер, НПЗ Казахстана работают на пределе своих мощностей, однако страна постоянно сталкивается с рисками нехватки ГСМ. Он повторил, что основным фактором вывоза и дефицита являются низкие цены на ГСМ в Казахстане, так как в России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане — на 64%, в Узбекистане — в 2 раза.
Источники:
Kapital.kz, EL.kz.