БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ – БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ
Вопрос строительства автомобильной дороги «Кызылорда – Жезказган» и отрезка дороги «Жезказган – Караганда» у всех на устах не первый год. Население часто поднимало тему реконструкции дороги, учитывая, что именно это направление связывает центр с севером и югом. Приехавший в область Ұлытау президент Ассоциации «Партнерство по транспорту и логистике в Центральной Азии» Берик Булекбаев любезно согласился ответить на вопросы, которые нам часто задает население, и мы переадресовали их ему.
– Берик Раимбекулы, что даст области и региону в целом строительство данной дороги? Разговоры о ее реконструкции шли не первый год.
– Строительство данной автодороги имеет очень важное не только географическое, но и социальное значение в целом для развития всей области. К тому же, помимо приведения в надлежащий вид самого дорожного полотна, вокруг нового объекта будет выстроена большая инфраструктура, включающая в себя не только развитие местного предпринимательства, но и создание автосервиса и новых рабочих мест, включая женское предпринимательство. К тому же разом решится вопрос, висящий много лет в воздухе и касающийся многих сфер. Всемирный банк, выражает надежду, что строительство дороги даст импульс развитию бизнеса и экономики новой области, чтобы в регионе строилась не только дорога, но и был задействован бизнес. Чтобы это была не какая-то локальная акция, а на постоянной развивающейся основе.
– В чем фишка проекта? Какие новшества получат жители региона в связи с вводом данной программы?
– Важной задачей транспортно-коммуникационной инфраструктуры области Ұлытау является обеспечение доступности и качества транспортных услуг и создание «инфраструктурных центров» в отдаленных районах с недостаточной плотностью населения, а также решение вопроса обеспечения поселков и сел области необходимым транспортным сообщением по программе развития малых городов.
– Была озвучена информация о том, что дорога будет четырехполосной.
– Да, все верно. Имеющееся сейчас старое полотно будет отремонтировано, а современное четырехполосное – возведено согласно техническим требованиям, но по другому направлению, отдельно. Между ними будут расположены островки сервиса для приезжающих или отъезжающих. По сути, это будет ноу-хау, в Казахстане такого нет.
– Некоторые специалисты говорят, что в регионе острая нехватка строительных материалов, в том числе цемента и битума. Как будет решаться вопрос? Для ремонтных работ это необходимые материалы.
– Все необходимые строительные материалы для возведения дороги, но отсутствующие в регионах, уже заложены в самом проекте. Определено, кто будет поставщиком, откуда будут привозить материалы и т. д. Таким образом, вопрос с обеспечением цементом и битумом почти решен.
– Ранее данная программа составлялась с учетом Карагандинской области, но сейчас создана новая область Ұлытау. Что поменяется в проекте?
– В целом, реализация проекта охватывает обе области: и вашу, и Карагандинскую. Со стороны Караганды расстояние порядка 180 км, со стороны области Ұлытау – 350 км. Естественно, в сторону области Ұлытау будет направлено больше инвестиций, и привлечения бизнеса тоже будет больше. В целом, работы по области Ұлытау будут масштабнее. Дорога пройдет по маршруту Караганда — Актас — Дубровка — Абай — Карабас — Топар — Южный поселок Карамурун — Атасу — Жезказган.
– На одной из выездных заседаний комиссии по реконструкции данной дороги было озвучено предложение сделать защитные ограждения для мигрирующих животных (диких и домашних), учитывая, что в области Ұлытау превалирует развитие животноводства.
– Да, действительно, такое предложение было озвучено на одном из заседаний. Мы постарались это учесть при разработке проекта. Ограждения будут, но не везде, а лишь в местах миграции диких животных (сайгаков, верблюдов) или домашнего скота, где есть опасность их выхода на трассу. К сожалению, на больших автобанах нередки случаи аварий с участием диких и домашних животных. При этом большой ущерб несет не только государство, но и владельцы тех же коров и лошадей. Поэтому ограждения и подземные тоннели для перехода животных обязательно будут.
– Как будет решаться вопрос с освещением?
– Как вы знаете, Всемирный банк уделяет очень большое внимание вопросам безопасности. Они стоят в списке превалирующих. Планируется вдоль всей трассы провести освещение, установить дорожные знаки и искусственные неровности. Все это в целом создаст общую картину безопасности на данной трассе и даст возможность пассажирам и грузовому транспорту безопасно передвигаться.
– Многие предприниматели уже сейчас бьют тревогу, говоря о том, что в связи с ремонтными работами в направлении новой области возрастет число грузоперевозок, которые не будут соответствовать весовым параметрам нагрузки на дорожную ось. Что с этим делать?
– Дорога будет построена согласно новым технологическим параметрам, с применением качественных материалов, которые гарантируют износостойкость и длительное качество, с повышенной грузовой нагрузкой на ось. Если ранее максимальная цифра была 10 тонн на ось, то в будущем эта цифра увеличится до 30 тонн. С учетом транспортировки большегрузов планируется увеличение до 5 раз.
– Кто будет следить за качеством исполнения проекта?
– В качестве ознакомительной поездки мы осмотрели имеющуюся технику ДЭУ, и были огорчены тем, что оборудование для обслуживания дорог морально и физически устарело. Техника не обновлялась много лет. В этой связи мы хотим также внести в будущий проект этот пункт. Чтобы область получила новую технику для качественного содержания эксплуатационного состояния будущей дороги. В дальнейшем для содержания дороги необходимо будет придерживаться определенных СНиПов для более качественного содержания полотна. Это все прописано в нормах.
– Где взять высококвалифицированных специалистов для проведения ремонта такой масштабной дороги?
– Кадровый вопрос был и остается одним из самых актуальных во все времена. Было бы неплохо открыть какие-то обучающие курсы, чтобы обучить дорожников или переобучить других специалистов по нужному направлению. Можно задействовать также и молодежь. Процесс содержания автомобильных дорог требует постоянного внимания. Это рутинная работа. Необходимо подходить к этому комплексно, не наскоками, а планомерно. Нам бы также хотелось встретиться, помимо руководства «КазАвтоЖол», с ТОО «Tranko-экспресс», узнать, какие у них есть планы, перспективы, предложения по развитию дорожной инфраструктуры по области. Как вы видите, мы комплексно подходим к решению вопроса, и ориентируемся на все, что может нам помочь в качественной реализации этого важного проекта. Мы очень на это надеемся. Спасибо за интерес к нашей работе! Большому кораблю – большое плавание!
Салтанат КОЖАХМЕТОВА. Фото В. Шавнева.