Газета Жезказганский вестник Газета Жезказганский вестник

Самая актуальная и достоверная информация о жизни города!

Сарбас Жүнісов — мастер, вдохнувший душу в дерево и звук

Сарбас Жүнісов — мастер, вдохнувший душу в дерево и звук

Сарбас Жүнісов — известный мастер по изготовлению домбр в области Ұлытау. Путь яркого представителя казахского декоративно-­прикладного искусства начался с наследия: его дед Урміз был не только искусным кузнецом и беркутчи, но и знаменитым кобызистом, прославившимся в Сузакском районе. С детства Сарбас с затаенным восхищением рассматривал изделия, вышедшие из рук деда. А в 1996 году все изменилось: он отремонтировал сломанную домбру. Тогда и начался его путь — путь ремесленника, который выбирает не человек, а душа. С тех пор мастер изготовил почти 6000 домбр. Его инструменты звучат в руках Жанғали Жүзбаева, Серіка Оспанова, в ансамбле «Қаракөз» и в музыкальных коллективах учебных заведений по всей области. Эти домбры стали ключами к миру кюя, к звуку, в котором живет национальный дух.

Изображение

- Молодежь интересуется ремеслом, но тех, кто делает его делом всей жизни, — единицы, — говорит Сарбас аға.
Иногда ему помогает младший сын: заказов много, а каждая домбра требует времени и души. Но главная радость — ученики. Когда‑то студент Азамат Бакия сам пришел к нему учиться. Был настойчив, трудолюбив, схватывал тонкости на лету. Сегодня у Азамата — собственная мастерская в городе Косшы, он стал мастером, достойным своего учителя.
- Если душа хочет, могу сделать домбру за день. Но чаще уходит дня три-четыре. Все зависит от древесины, от настроения, от смысла. Ведь каждая домбра — отражение внутреннего мира, — говорит Сарбас Жүнісов.
Домбры мастера впечатляют не только звучанием, но и видом. Лошадь, лебедь, волк — в зооморфных образах оживает символика. Особенно часто встречается «қошқар мүйіз» (бараньи рога) — древний орнамент, знак силы и преемственности.
- Домбра моей мечты получилась… но я ее продал. Себе не оставил, — признается мастер.
Он замолкает. И в этой тишине — все, что нельзя сказать словами. Потому что каждая домбра для него — как родное дитя. Продать ее — словно отпустить от сердца.
Сегодня в его мастерскую приходят заказы со всей страны — чаще всего из Астаны и Караганды. Его домбры живут в руках сотен учеников, даря миру звук, в котором слышен голос казахской земли.
Но для Сарбаса Жүнісова главное — не количество, а передача мастерства, чтобы искусство жило.
- Домбра — это голос народа. Чем больше ее уважают, тем крепче наши традиции, тем выше поднимается дух. Пусть живет и процветает и инструмент, и все, что с ним связано! Потому что истинное искусство — в духовной преемственности, — говорит мастер.

Назира АШМУХАНОВА.

15:25
39
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.