Конституционные основы противодействия коррупции
Конституция — закон законов страны. 28 лет отделяют нас от того дня, когда народ принял основу строительства нашего суверенитета, правовой системы общества и государства.
Все эти годы происходит системный и необратимый процесс последовательной и постоянной защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления национальной государственности и независимости в международных отношениях.
В основе такой деятельности лежит внутренняя логика Конституции, определяющая движение Казахстана к утверждению себя демократическим, светским, правовым и социальным государством.
Анализ её норм убеждает в том, что все ключевые положения в ней имеют прямое отношение к вопросам противодействия коррупции.
Конституцию необходимо рассматривать в качестве программы, основного правового механизма, базы борьбы с коррупцией.
К примеру, провозглашение Республики Казахстан правовым государством предполагает, что все дела и споры должны решаться на основе и в строгом соответствии с действующим правом РК. Правосудие же в Казахстане осуществляется только судом. Антикоррупционный мотив данной конституционной нормы очевиден и не требует пояснений.
Логическое построение и последовательность разделов Конституции указывают на миссию каждого высшего органа государственной власти в системе сдержек и противовесов как ключевого метода преодоления коррупции в системе государственного аппарата страны.
Закрепление структуры действующего права РК и его внутренней непротиворечивости, органическая связь прав и свобод человека с содержанием и применением нормативных правовых актов, обязательность официального опубликования нормативных правовых актов — является важнейшим условием преодоления коррупции.
Антикоррупционную направленность имеют нормы Конституции относительно процедуры избрания Президента, сроков его пребывания на данном посту, а также ограничений, связанных с пребыванием в должности. Как методы противодействия коррупции необходимо рассматривать его взаимоотношения с Парламентом при принятии законов, или отмену либо приостановление полностью или частично действия актов Правительства и Премьер-Министра, акимов областей, городов республиканского значения и столицы.
Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в положениях п. 3 ст. 45 Конституции, где закреплена юридическая ответственность председателей палат Парламента и Премьер-Министра.
Определение круга важнейших общественных отношений, регулируемых законами, коллегиальное принятие законов и решение иных вопросов на уровне Парламента страны, процедуры движения законопроекта внутри Парламента и его палат, ограничения для депутатов Парламента, связанные со статусом депутата, депутатская неприкосновенность в уголовном процессе, право неутверждения Парламентом отчета Правительства и многое другое — также самостоятельные конституционные факторы противодействия коррупции.
Точное и безусловное исполнение законов, право отмены или приостановления полностью или частично актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов РК, ограничения, связанные с пребыванием в должности, — таков неполный перечень методов антикоррупционной деятельности Правительства.
Антикоррупционный набор правовых средств «телохранителя» Конституции и «второго законодателя страны» принадлежит Конституционному суду. Это единственный орган на которого возложено право исключительного толкования норм Конституции.
Несомненно, высокий антикоррупционный потенциал заложен в конституционных основах правосудия в стране, в том числе в порядке избрания и назначения судей, судейской неприкосновенности в уголовном процессе, в ограничениях, связанных с пребыванием в должности судьи.
Проявления коррупции особенно сильны на местах, в регионах. Поэтому Конституция придает большое значение развитию правовых основ местного государственного управления как актуальных факторов преодоления коррупции и укрепления имиджа государственной службы на местах.
5 июня 2022 года все мы были непосредственными участниками референдума по принятию поправок к Конституции, которые существенно внесли коррективы в Антикоррупционную политику.
Основным посылом новых поправок стало усиление ответственности за коррупционные правонарушения, увеличение сроков отбывания наказаний без права на условно-досрочное освобождение и запрет на отбывание наказания в колониях с минимальным видом безопасности.
Главенствующая роль антикоррупционной политики возложена на профилактику и превентивные меры, которые реализуются совместно с центральными и местными государственными органами.
Основной её целью и задачей стало выявление и устранение коррупционных рисков.
Сегодня Агентством и его территориальными подразделениями проводится не мало мероприятий по усилению указанной работы с целью защиты конституционных прав граждан, в том числе и бизнеса посредством реализации проекта «Бизнеске Жол», а также интересов государства.
Агентством буквально в начале текущего месяца запущен проект «Антикоррупционное волонтерство» среди населения, с целью формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям и вовлечения граждан всех целевых групп к проводимой нами работе.
В этой связи, сегодня Мы открыты на всех уровнях к работе с общественными объединениями, гражданами и тесному сотрудничеству с другими государственными органами.
Первый заместитель руководителя Департамента по противодействию коррупции по области Ұлытау Каржасов Тулеген Базарбаевич