Внести ясность в механизм осуществления закупок
На днях на площадке Региональной Палаты Предпринимателей области Ұлытау состоялся семинар-встреча Отраслевого Совета обрабатывающей промышленности области Ұлытау, с участием Председателя Отраслевого Совета Корника Петра Ивановича, членов совета и представителей СМИ.
Тема совещания касалась обсуждения поправок в новые «Правила приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых».
В ходе Отраслевого Совета было озвучено несколько предложений, приглашенные эксперты и члены высказали свои точки зрения касательно обсуждаемого вопроса.
Новые требования вступили в силу в апреле этого года. Напомним, что Правила № 355, действовавшие с мая 2018 года, были актуализированы и после обсуждения с бизнес-сообществом в них внесли отдельные изменения и дополнения. Также считаем необходимо добавить дополнительные изменения согласно таблице предоставленный в Палату предпринимателей для вынесения экспертного заключения.
– Наш Совет по ОП активно обсуждали внесенные изменения в Правила. И необходимо подчеркнуть, что благодаря внесенным поправкам, по нашему мнению, более четко необходимо регламентировать отношения между недропользователями и поставщиками товаров, работ и услуг. Внести ясность в механизм осуществления закупок, благодаря чему упрощается и ускоряется весь процесс от нахождения поставщика до окончания сделки, – пояснил председатель Отраслевого Совета Петр Корник.
Основное нововведение Правил теперь дает им возможность закупать ТРУ казахстанского происхождения способом из одного источника. Конечно, при условии экономической целесообразности. Долгие годы камнем преткновения при закупках было ограничение сроков поставки и сроков оплаты ТРУ. Согласно вступившим в силу дополнениям, для недропользователей по контрактам на ТПИ исключены условия о сроке поставки ТРУ и оплаты за них. Вместе с тем казахстанским производителям разрешаются поставки ТРУ и сверх установленного в конкурсной документации срока, но не более шестидесяти календарных дней с даты заключения договора. Что касается оплаты за поставленный товар, выполненные работы и оказанные услуги, то казахстанским производителям товаров за поставленный товар казахстанского происхождения оплата производится не позднее тридцати календарных дней с даты подписания актов приема-передачи товаров. Эти сроки по сравнению с прежними сокращены вдвое.
– Важно также, что акты приема-передачи товаров с приложением документов, подтверждающих казахстанское происхождение, по новым требованиям предоставляются заказчику в течение пяти рабочих дней с даты подписания заказчиком накладной. Если же по объективным причинам они не были предоставлены в эти сроки, то акты приема-передачи подписываются в течение десяти рабочих дней с даты их фактического предоставления заказчику,– отмечают члены Совета.
По результатам совещания было решено сформировать сравнительную таблицу предложений по внесению поправок в действующее законодательство по закупкам недропользователей и направить таблицу в Центральный аппарат Палаты предпринимателей «Атамекен» для проведения экспертного заключения. Также на заседании Совета просили учесть отсутствие в правилах срока оплаты для заказчика, в течение которого ему необходимо произвести оплату за поставленный поставщиком товар (выполненные работы, оказанные услуги) приведёт к тому, что заказчики станут устанавливать выгодные для себя сроки. Тем самым нарушаются права и интересы поставщиков, добросовестно исполнивших свои обязательства по закупу. Также предложено проработать вопрос внесения соответствующих изменений в приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 427, пункт 2 статьи 427, пункт 1 статьи 428, пункт 2 статьи 428).