Газета Жезказганский вестник Газета Жезказганский вестник

Самая актуальная и достоверная информация о жизни города!

В ПЛАНАХ — СЛИЯНИЕ ЖЕЗКАЗГАНА И САТПАЕВА

В ПЛАНАХ — СЛИЯНИЕ ЖЕЗКАЗГАНА И САТПАЕВА

Об этом жезказганцы узнали на встрече с представителями алматинской фирмы «КAZGIPROGRAD», которые презентовали новый вариант генерального плана города. Для рассмотрения было предложено два варианта перспективного плана: развитие города на север или на восток, по направлению к селу Кенгир. Большинство присутствующих высказались за второй вариант развития центра области Ұлытау.

— Жезказган стал областным центром, и возникла необходимость провести корректировку и разработку генерального плана города Жезказгана, — сказал, открывая встречу, директор «КAZGIPROGRAD» Ильяс Темербаев. — Сегодня наша цель — выслушать ваши мнения, и понять, в каком направлении нам дальше необходимо развивать город.
Действующий генеральный план предусматривал территориальное развитие в северном направлении. Этот вариант является кольцевым. Здесь, помимо западного жилого района, который уже развивается, давалось предложение по выходу перспективных территорий за залив Костенголсай с дальнейшим их развитием. Но в итоге, проанализировав ситуацию в плане инженерно-геологических условий, мы видим, что северная площадка очень сложна для дальнейшего развития, так как значительно удорожает строительство: территория осложнена скальными породами и потребует значительных мероприятий для освоения. Мы учли опыт создания генплана г. Сатпаева в 2021 году, когда сначала хотели выводить город на новые территории в северном направлении. На встрече с активом Сатпаева было высказано единогласное мнение, что город необходимо развивать на восток — по направлению к селу Кенгир, с выходом на новые площадки навстречу Жезказгану. Развитие Сатпаева на север было бы сложным в геологическом отношении.
Сейчас мы также предлагаем для рассмотрения вариант перспективного развития Жезказгана в сторону села Кенгир, с последующим объединением Жезказгана и Сатпаева. Площадка, которая предусматривает направление развития в сторону села Кенгир, не повлечёт значительного удорожания строительства.
Первый вариант развития города, который условно можно называть кольцевым, не противоречит утверждённому на данный момент генеральному плану. Второй вариант условно можно называть линейным, так как он предусматривает развитие вдоль дороги в город Сатпаев.

Естественно, учитываются коридоры инженерных коммуникаций, которые здесь проходят: водовод, линии электропередач.
Это предполагает дальнейшее развитие существующей улично-дорожной сети Жезказгана. В частности, сюда продолжится улица Абая, будет предусмотрена пробивка бульвара Ғарышкерлер с выходом на западную площадку, создание новых жилых кварталов с размещением всей необходимой инфраструктуры.
На сегодняшний день Жезказган активно развивается в западном направлении. Мы видим результаты этого развития в появлении новых административных, общественных, озеленённых территорий и объектов, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры.
Действующий генплан предусматривает рост численности города до 95 000 человек, но в плане мы должны закладывать большую численность, учитывая подвижки развития региона, в том числе обретение областного статуса.
— Хочу отметить, что объединение не произойдёт в течение ближайших пяти лет, это долгосрочная перспектива, — продолжил Ильяс Темербаев. — К этому город будет идти планомерно, осваивая территории к селу Кенгир. Также, как и Сатпаев будет осваивать новые площади с восточной стороны. В итоге они, дойдя до Кенгира, будут объединяться посредством транспортной инфраструктуры и охвата общими инженерными объектами.
При варианте развития в сторону Сатпаева вдоль автодороги предусматривается многоквартирное жилое строительство. Первая линия — это объекты обслуживания коммерческого назначения, в том числе придорожного сервиса, озеленённые территории, за ними — многоквартирные жилые дома, где территории будут разбавлены общественной застройкой, административными, спортивными объектами, озеленёнными участками. Далее будет падение этажности с переходом в индивидуальное жилое строительство.
Такое решение кажется более целесообразным, потому что данный коридор потенциально более инженерно обеспеченный.
По поводу первого ряда. Конечно, время покажет, как интенсивно будет вестись освоение данных территорий. Есть объективные моменты в развитии любого населённого пункта, в частности, рост численности населения. Этому будет способствовать развитие Жезказгана как транспортного узла. Сейчас транспортная инфраструктура республиканского масштаба заходит в город — надеемся на развитие кызылординского и аркалыкского направлений.
Площадка, расположенная между Кенгирским водоводом и дорогой в г. Сатпаев, на сегодняшний день имеет площадь всех свободных перспективных территорий около 750 га. В кратчайшие сроки освоить такую территорию не каждому городу по силам. Поэтому необходима планомерная работа по разработке проектов детальной планировки и строительству. Этой территории должно хватить на 15 лет развития города. И только когда данная площадка исчерпает свои территориальные ресурсы, можно будет переходить к освоению площадки, расположенной севернее Кенгирского водовода. В перспективе это ещё 380 га территории. Учитывая перспективное развитие этих территорий, городское население (в зависимости от этажности застройки) может вместить 160 тысяч человек.
Аким города Кайрат Шайжанов пояснил собравшимся, что сейчас утверждается общий план направления развития города. А проекты детальной планировки будут выполнены в рамках генерального плана.
Один из присутствующих в зале аксакалов сказал, что в 1963 году, когда рассматривали развитие Жезказгана и Сатпаева (Никольского), при одном из вариантов в генеральном плане центром был подхоз. Это решение строилось на геологической основе. Но в итоге тогда решили по-другому. Сейчас снова вернулись к этому варианту, и это правильно. Аксакал ещё предложил рассмотреть решение о въезде в город, нынешний устарел. Въезд через ЖМЗ тогда был экономически обоснован, но сейчас это уже устарело. Он предложил сделать его с севера, с установкой хорошего моста на случай, если вода придёт через Итауз. Налево дорога должна идти в Жезказган, направо — в Сатпаев. Также он предложил предусмотреть зелёные насаждения для снегозадержания вдоль трассы Жезказган – Сатпаев, а также весной изучать концентрацию талой воды в районах будущей застройки.
Талгат Айтжанов из Сатпаева также отметил предпочтительность второго варианта. Хотелось бы, заметил он, чтобы проектировщики не ограничивались пятиэтажной застройкой, а использовали высотные дома и переменную этажность. Конечно, необходимо учитывать потребности градообразующего предприятия, малого и среднего бизнеса, предусмотреть земли для сельхозназначения.
Жезказганец Валерий Фомин говорил о необходимости учесть в плане вынос дорог для транзитного транспорта за пределы города. Проектировщики отметили, что в генплане Сатпаева давалось предложение по северному обходу города, и в генплане Жезказгана этот вопрос также будет изучаться очень детально.
Был задан вопрос о развитии посёлка Геологический. В будущем там планируется строительство новых объектов, и хорошо было бы учесть в плане и его развитие. Разработчики ответили, что у них есть предложения об обеспечении посёлка удобной транспортной связью с Жезказганом.
Жезказганцы ещё посоветовали разработчикам генплана учитывать экологию, не забывая о розе ветров, а также поблагодарили за организацию обсуждения.
— Формат работы нашего проектного института — всегда быть во взаимодействии с местным населением, для которого мы работаем, — сказал в завершение встречи директор проектного института.
Представители разработчиков поблагодарили жезказганцев за активное участие в собрании, признавшись, что они не ожидали такого заинтересованного обсуждения.


Валентина Одинцова.
Фото В. Шавнева.

11:15
111
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.