Пристегнитесь, падение будет жестким
Будни людей состоят из походов на работу и в магазин, прогулок с семьей и друзьями, хобби и спорта. Мы принимаем это как данность, никогда не задумываясь о том, что даже теоретически можем испытывать затруднения с повседневными передвижениями. Однако есть люди, для которых выйти в магазин — тягостное испытание. И виной тому не простая человеческая лень, а отношение государства.
Маломобильные группы населения (или МГН) — общепринятая формулировка, касающаяся людей, испытывающих проблемы с самостоятельным передвижением, ориентированием в пространстве, получением информации и услуг. Если вы думаете, что эта группа населения малочисленная, то смеем вас огорчить. Всего выделяют 4 группы МГН: беременные женщины и родители с малолетними детьми; пенсионеры; инвалиды и травмированные люди. Так что их гораздо больше, чем принято считать.
Так с какими же проблемами сталкиваются люди из маломобильных групп населения?
В первую очередь это «доступная среда», над созданием которой не задумывается ни администрация города, ни предприниматели. Если начинать с простого, то это касается даже барьерной среды. Для родителя с коляской или инвалида любой бордюр становится трудной преградой. Далеко не везде в городе предусмотрены специальные проемы и съезды для колясок, хотя это является важным показателем отношения к жителям города. Зачастую об этом не задумываются и изначально их не предусматривают при ремонте пешеходной части.
Продолжая говорить о доступной среде, мы затронем одну из самых болезненных для маломобильных групп населения проблем — пандусы. Многие видели их подобие в наших магазинах и торговых центрах, но на эти американские горки без страха не взглянешь. Складывается стойкое впечатление, что изначально они даже не задумывались, а просто доделывались из подручных средств уже в конце строительства или после его завершения. Стоит отметить, что в большинстве зданий их просто нет. Если вы полагаете, что эти крутые спуски с лихими поворотами являются приемлемыми, то спешим вас разуверить. Все требования к пандусам в любом здании прописаны в «Государственных нормативах в области архитектуры, градостроительства и строительства». Этот документ находится в открытом доступе, но наши ответственные застройщики по неопределенным причинам решили, что ознакомление с ними не требуется. В данном документе описано все: приемлемый угол наклона, ширина, высота перил, допустимые материалы и многое другое, что даже не предусматривается проектировщиками в нашем городе. И это мы не говорим про жилые дома, которые строились во времена, в которых, по-видимому, не существовало ни пожилых, ни инвалидов, ни мам с грудными детьми. Представьте себе, насколько тяжело жить человеку, который не имеет возможности выйти из дома без помощи посторонних. Многие скажут, что далеко не все люди живут в «хрущевках», что есть дома с пандусами и лифтами. Было решено проверить их качество и лично убедиться в своей неправоте. Мы посетили дом, оборудованный лифтом, но и там нас ждало разочарование: путь к лифту преграждает лестница, а сам лифт просто так вызвать невозможно — требуется специальный чип, так как каждый спуск или подъем стоит денег. Сами же лифты очень узкие, и мама с коляской там уже не поместятся. В доме, оборудованном «пандусом», не представляется возможным проехать коляске: слишком малое расстояние от стены. Более того, расстояние между колесами коляски гораздо больше, чем в представленном в подъезде варианте.
В странах Европы можно обнаружить наличие самых разнообразных приспособлений, помогающих маломобильным людям вести полноценный образ жизни: разного вида пандусы, особые лифты в домах и подъемники в метро, специально оборудованные автобусы, стоянки для инвалидов, тактильные дорожки и многое другое. Такое положение вещей обусловлено тем, что в развитых странах работа по адаптации среды для этих групп населения ведется уже очень давно, а у нас она несет только условный характер.
Складывающаяся картина наводит только на грустные мысли. Если смотреть на пандусы в нашем городе, то мало какой смельчак решит пройтись по ним, говорить не стоит и о том, что кто‑то сможет проехать там на коляске. А если и решится, то скорее всего коляска не пройдет в дверной проем, так как он для этого просто не предусмотрен. Мы должны понимать, что это вина не только проектировщиков, все проекты должны проходить поверку, все чертежи должны быть одобрены. А это значит, что и нашей городской администрации все равно на то, как сложно будет людям передвигаться.
Обеспечение доступной среды и беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям, транспорту и информации — одно из фундаментальных прав человека. Доступная среда подразумевает свободное передвижение людей из маломобильных групп населения без помощи посторонних людей. Вместо того, чтобы помогать этим гражданам, дать им возможность жить и развиваться, наше государство будто запирает их в домах, пряча от глаз. Всегда проще всего не обращать внимания на проблемы людей, которые не могут защитить свои права, ведь решение этих проблем требует вложения средств и времени. Но сколько талантливых и умных людей погубило это равнодушие? Сколько женщин вынуждены оставлять грудных детей дома, когда нужно купить продукты, просто из-за того, что выйти из дома с коляской — тяжелое испытание? Почему инвалиды не могут получать качественное образование наравне с другими студентами?
У нас есть примеры того, как может измениться общество с равным отношением ко всем. Более того, уже есть установленные и прописанные стандарты, следуя которым можно было бы избежать всех вышеуказанных проблем. Но, к сожалению, в жизни людей из маломобильных групп населения трудности только множатся. Хочется верить, что в будущем в нашей молодой области будет отведено место для людей, которых сейчас наше государство запирает в их домах, но пока что предпосылок к этому не наблюдается...
Влада Гоцак.