Газета Жезказганский вестник Газета Жезказганский вестник

Самая актуальная и достоверная информация о жизни города!

Воспитывая в детях любовь к природе

Воспитывая в детях любовь к природе

Для нашего региона всегда очень остро стоял вопрос экологии. К большому сожалению, в нашей области наблюдается большое количество неблагоприятных факторов, препятствующих естественному и искусственному развитию флоры. Малое количество водных источников и тяжелые природные условия являются лишь частью большой картины, которую мы видим сегодня. Но как можно повлиять на сложившуюся ситуацию?

Изображение

Изображение

Изображение

В декабре текущего года завершается экологический проект «Школьная зелёная страна», который был реализован сотрудниками Карагандинского областного экологического музея при поддержке ТОО «Корпорация «Казахмыс» и благотворительного фонда «The Ulytau Educational Foundation». В проекте приняли участие три школы: школа-­лицей имени Алимхана Ермекова в Балхаше, общеобразовательная школа № 3 в Жезказгане и гимназия имени С. Сейфуллина в Сатпаеве.
Благодаря условиям проекта ученики смогут самостоятельно заниматься озеленением пришкольной территории. Для их обучения и комфортной работы в школьных дворах были установлены теплицы и организованы опытные поля с капельным поливом. Специалистами экологического музея были подготовлены подробные рекомендации по работе в лабораториях, теплицах и на опытных полях, чтобы в дальнейшем ученики смогли самостоятельно высаживать и ухаживать за растениями.
Также в рамках проекта 21 декабря в школах был проведен семинар с учениками, который включал в себя как теорию, так и практику. Так, в школе № 3 города Жезказгана Андрей Николаевич Матвеев провел для учащихся, заинтересованных в улучшении экологической ситуации в регионе, семинар, в котором подробно рассказал о климатических особенностях нашего региона. В ходе работы были представлены подробные описания видов почвы и наиболее приспособленные к выживанию в данной среде виды деревьев. Для демонстрации возможностей правильного и ответственного подхода к благоустройству степной земли ученикам были представлены результаты более ранних проектов разной степени затратности. Это наглядно показало, что далеко не всегда необходимо закупать дорогие материалы и везти почву из других стран и регионов, а более важно уметь правильно анализировать окружающую обстановку и уметь подобрать наиболее действенный метод озеленения. По завершении лекционной части ученикам дали возможность ознакомиться с различным необходимым оборудованием и материалами, с которыми они будут работать в будущем. После чего ученикам была проведена экскурсия в построенную на территории школы теплицу, в которой им рассказали о том, как и в каком режиме они смогут работать в ней. Занятия в теплицах и лабораториях будут проходить в рамках программы по предметам «Познание мира» и «Биология». Ученики смогут проводить исследования по подбору технологий выращивания растений, адаптированных к условиям нашего региона.
После проведения семинара мы смогли поговорить с лектором Андреем Матвеевым и задать ему несколько вопросов, которые касаются данной программы и озеленения нашего региона.
- Скажите, пожалуйста, проект «Школьная зелёная страна» нацелен только на развитие практических навыков у учеников или имеет куда больший потенциал?

Изображение
- Этот проект уникален. Благодаря нему у школьников появилась прекрасная возможность не только узнать больше о агрономии, но и на практике реализовывать свои проекты и идеи по улучшению экологической ситуации в регионе. Таким образом, проект «Школьная зелёная страна» имеет огромный потенциал, так как поможет в озеленении городов. Для этого при поддержке ТОО «Корпорация «Казахмыс» было закуплено не только необходимое оборудование в виде теплиц, оснащенных капельным поливом, но и различные семена, препараты, биостимуляторы роста и прочие расходные материалы. Это очень важно для области Ұлытау и города Жезказгана, так как у нас нет специализированных организаций, которые бы профессионально занимались озеленением. Так что благодаря этому проекту мы сможем еще со школьной скамьи подготовить будущих специалистов, которые уже будут иметь опыт и не останутся равнодушными к своей работе. Даже сейчас можно выделить учеников, которые не просто заинтересованы в озеленении города, но уже имеют свои идеи и проекты на этот счет. Результаты исследований учеников не пропадут даром, Корпорация надеется в дальнейшем использовать их на своих промплощадках и санитарно-­защитных зонах. Ведь ничто так не влияет на окружающую среду, как зеленые насаждения. Они улавливают различные вредные вещества, выделяют кислород, дают тень, снижают шум и влияют на экологическую обстановку.
- В ходе семинара вы уделили большое внимание тому, что можно благоустроить даже изначально не предназначенные для озеленения территории. Вы показывали поразительные результаты проектов в нашей степи, где «до» и «после» имеют колоссальную разницу. Но в то же время можно заметить в нашем городе очень печальный результат попыток озеленения, как, например, на «хвой­ном кладбище» возле школы № 4. Скажите, пожалуйста, это результат халатного отношения к высаженным деревьям или почва нашего региона настолько требовательна? Как можно было избежать такого исхода?

Изображение
- Стоит уточнить, что в нашем регионе действительно очень сложные климатические условия. У нас практически нет плодородного слоя почвы, преобладает скальное основание по всей территории города. Соответственно, самый простой способ проведения масштабной программы по озеленению — завезти грунт. Но если бы все было так просто, то это давно бы уже сделали? Почву надо откуда‑то вывезти, а это означает, что будет нанесен ущерб плодородному слою почвы в другом месте, а это уже неправильный подход. Так что это многофакторный и сложный процесс, который требует основательного подхода. Во-первых, необходимо администрации города усилить контроль за действующими проектами. Во-вторых, нужно выбирать те проекты, которые предоставляют гарантию своей работы. То есть после озеленения специалисты еще на протяжении определенного срока, желательно не менее 5 лет, будут следить и заботиться о насаждениях. В-третьих, необходимо подбирать правильный посадочный материал и технологии. Посадочный материал в идеале должен быть местный, то есть специально выращиваться в нашем регионе. К сожалению, пока что у нас нет организаций, которые бы могли предоставить такой посадочный материал, на данный момент весь материал привозной. Почему это плохо: он изначально привозится плохого качества либо уже заведомо погибший. Так как привозят их чаще всего с открытой корневой системой, а растение в таких случаях не может существовать не то что дни, даже часы. Так что необходимо полностью менять подход. Пока что у нас озеленением занимаются все подряд, не имея необходимой квалификации и знаний, из-за чего мы и можем видеть такую картину.

Изображение
Как уже упоминалось ранее, в нашей области сейчас наблюдается крайне неблагоприятная экологическая ситуация. Восстановление и улучшение экосистемы занимает десятилетия, это долгий и кропотливый процесс. Благодаря проекту «Школьная зелёная страна» мы можем положить начало улучшению и стабилизации ситуации. Беседуя с детьми после семинара, мы смогли лично убедиться, что многие из них действительно обеспокоены нынешним положением и хотят помочь в озеленении города. Все великое всегда начинается с малого, и, как известно многим, нет никого целеустремленнее, чем человек с идеей и возможностями. Так что можно с уверенностью сказать, что благодаря таким проектам у нашей молодой области в перспективе только светлое и прекрасное будущее.

Влада Гоцак.

10:25
20
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.