Газета Жезказганский вестник Газета Жезказганский вестник

Самая актуальная и достоверная информация о жизни города!

Помогите своему ребенку!

Помогите своему ребенку!

Школьная пора часто романтизируется взрослыми. Мы привыкли считать, что молодое поколение, еще не познавшее трудностей взрослой и самостоятельной жизни, не имеет никаких проблем. У них много друзей, энергии и свободного времени, которое они могут потратить на свои увлечения и развитие своих сильных сторон. Однако далеко не все дети могут охарактеризовать образовательный процесс как что‑то приятное, а некоторые и вовсе пытаются минимизировать время, проведенное с ровесниками в стенах образовательного учреждения. С чем же это связано и как помочь своему ребенку?

На данный момент все чаще в обществе поднимается проблема буллинга в образовательных учреждениях. Что такое «буллинг»? Термин «буллинг» означает систематические издевательства, запугивание и травлю конкретного человека, физический и психологический террор. Широко распространен в организованных, формальных коллективах: школьные классы, студенческие группы, армейские роты. И если у вас появилась мысль, что это распространено только в странах Запада, то это мнение является ошибочным. Согласно данным социологического опроса, 45 % молодых людей сталкивались с травлей, около 30 % имеют друзей или родственников, выступавших в роли жертвы.
Почему это происходит? Распространено мнение, что буллинг возможен только в неблагополучных или «элитарных» учебных заведениях, и направлен он на «белых ворон» — учеников, отличающихся от сверстников. Но это не так. На самом деле жертвой может стать кто угодно и из-за чего угодно, и выявление буллинга возможно в любой школе. Психологи, работающие с детьми, выделяют много причин травли, давайте же ознакомимся с самыми распространенными.
В первую очередь стоит выделить подростковый возраст. Это тот период человеческой жизни, в котором происходят перестройка систем организма и гормональный дисбаланс, это чаще всего вызывает эмоциональную нестабильность, импульсивное поведение и снижение самоконтроля. Ведущими эмоциями становятся тревога, раздражение, реализующиеся через агрессию.
Следующей причиной принято считать семью и социальное окружение подростка. И жертвы буллинга, и агрессоры часто сталкиваются с насилием в семье. Хотя часть жертв, по данным ученых, наоборот, находится дома в ситуации гиперопеки, которая формирует беспомощность ребенка. При этом домашняя среда для детей часто нестабильна, а значит, в разное время риски уменьшаются или растут. Например, стресс, связанный с разводом, новым браком родителей, рождением второго ребенка, влияет и на уязвимость детей, увеличивая риски столкнуться с насилием, и на агрессивность, которую можно выместить на ком‑то более слабом в классе. Также риск буллинга выше в «социально дезорганизованной среде», где детям уделяется меньше внимания, например, если у родителей алкогольная или наркотическая зависимости. В таких случаях ребенок может стать как агрессором, так и жертвой.
Внешность ребенка. Это может быть что угодно: родинка, шрам, лишний вес, необычная внешность. Агрессорам проще всего внушить жертве чувство неполноценности, основывая свою агрессию на внешних признаках жертвы. Незаметный для многих взрослых шрам или отличительная черта ребенка под гнетом негативных комментариев сверстников становится причиной комплексов и психологических травм, с которыми ребенок будет вынужден бороться всю жизнь.
Социально-­экономический статус семьи. Многие исследователи заметили закономерность: дети из семей с низким доходом, отсутствием образования у родителей чаще становятся жертвами травли. На это также влияют и сами родители агрессоров, которые нередко говорят своим детям: «вот будешь плохо учиться и станешь потом работать на низкооплачиваемой работе». Такое отношение со стороны взрослых очень легко передается детям, вследствие чего не прививается уважение к чужому труду.
Важным фактором формирования буллинга может стать влияние педагога. И в данном случае не подразумевается строгость преподавателя, это никак не связано. Учитель может сформировать нездоровую атмосферу в классе при проявлении неуважительного отношения к ученику: постоянные насмешки, упреки в недостаточных знаниях, публичные порицания; при разделении учеников на «сильных» и «слабых», что порождает нездоровую конкуренцию в коллективе. Конечно, педагог делает это без злого умысла, это также может быть реакция на агрессивное поведение учеников по отношению к учителю. Не стоит бежать с обвинениями сразу к педагогам, рекомендуется рассматривать ситуацию с разных сторон.

Изображение


Причины буллинга не ограничиваются приведенными примерами.
Но они являются самыми распространенными. Разобрав их, мы можем перейти к схеме развития буллинга в школах. Всего класс, в котором происходит травля, можно разделить на 3 группы: агрессоры, жертвы и свидетели. Если с первыми двумя группами все понятно, то на третьей нужно остановиться поподробнее. «Свидетели» — ученики, от которых зависит, будет ли продолжаться акт издевательств. Они могут стать как агрессорами, так и жертвами (в зависимости от их количества). При малочисленности этой группы ее участники также могут жить в постоянном стрессе и страхе стать очередным объектом травли, не вставая на защиту жертвы.
Последствия продолжительной травли могут оказаться очень серьезными. Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с насилием в семье. Ребенок, чья психика долгое время страдала, может уйти в добровольную изоляцию. Более того, развивается неуверенность в себе, нарушается сон, ребенок может заработать различные психологические болезни: анорексия, булимия, алопеция. А длительная социальная изоляция, стресс и одиночество могут стать причинами, вызывающими депрессию, которая будет развиваться во взрослой жизни. Нередко травля становится причиной самоубийства. Так что последствия могут быть очень тяжелыми.
Для получения профессиональных советов и рекомендаций мы обратились к Лилии Монастырской, психологу КГКП «Центр детско-­юношеского творчества». Она как специалист с многолетним опытом работы с детьми объяснила ситуацию с профессиональной точки зрения и дала рекомендации как родителям, так и детям.
- Травля в школе не проходит бесследно. Согласно исследованиям ученых из Великобритании, взрослые, подвергшиеся буллингу в школе, гораздо менее успешны в жизни, имеют высокий уровень тревожности, испытывают недоверие к людям. Для них более характерен низкий уровень заработной платы и безработицы. По мнению исследователей, разрушительному воздействию буллинга подвергается не только психика жертв, но и агрессоров. Принцип «то, что не убивает, делает нас сильнее» работает далеко не для всех. В мировой массовой культуре довольно много историй о благополучном исходе историй буллинга, когда непопулярный подросток вдруг становился популярным. В реальной жизни такое тоже возможно, но не всегда у детей и подростков находится достаточное количество ресурса, чтобы начать работать над собой и развивать свои сильные стороны.
Что делать ребенку — жертве травли? Теперь хочется обратиться к детям.
• Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу.
• Запомните: попросить помощи — это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
• Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому‑то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
• Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
• Если предмет травли можно исправить — исправьте. Если нельзя — не считайте себя виноватыми.
А теперь советы специально для родителей, чей ребенок подвергается травле в школе.
• Первый и самый главный пункт — снять с ребенка чувство вины. Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребенок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.
• Дайте ребенку понять, что вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне все рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу». Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
• Помогите ребенку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников. Сам ребенок не справится! Детей тоже нужно учить быть храбрыми и смелыми, а не только «промывать мозги» моралью и нотацией.
• Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика вашего ребенка. Если ситуация серьезная и разрешить ее мирным путем не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же, это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
• В ситуации кибербуллинга: если буллер известен — заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность — распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями, и прямиком в правоохранительные органы.
Задача родителей — не просто защитить и поддержать ребенка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребенок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту. Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля — не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.
Подводя итоги, стоит сказать, что в наше непростое время, где жестокость и агрессия — на каждом шагу, стоит воспитывать детей добрыми, чуткими и понимающими. Необходимо разговаривать с ребенком, объяснять ему, как себя нужно вести в случае, когда он или другие дети подвергаются систематической травле. Развивайте у ребенка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором. И помните: стать жертвой буллинга может любой ребенок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Понимание наличия проблемы — первый шаг на пути ее решения. Берегите себя и своих близких!
Влада Гоцак.
Лилия Монастырская,  психолог КГКП «Центр детско-юношеского творчества».

09:15
41
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.