КТО ОТВЕТИТ ЗА РАССТРЕЛЯННЫХ ЛОШАДЕЙ?
В редакцию газеты «Жезказганский вестник» неоднократно обращались жители области с заявлениями о том, что лошадей из их личного подсобного хозяйства убивают неизвестные, применяя при этом боевое огнестрельное оружие. Никто не знает, где ранее применялось данное оружие.
Месяц назад в посёлке Кенгир застрелили лошадь. По словам жителей, это были конокрады, так как на месте происшествия были найдены голова лошади, следы разделки туши, хвост, внутренние органы (видео и фото, снятые жителями с места преступления, имеются). К тому же возле места происшествия жители нашли гильзы и следы от пуль. Скорее всего, лошадь застрелили. После публикации в социальных сетях официального ответа от Управления полиции города Жезказгана не было. Налицо преступный сговор и преступление, совершённое группой лиц.
Несколько недель назад на территории Жезказгана снова произошло происшествие, и снова застрелили лошадь из частного подсобного хозяйства, теперь уже совсем рядом с городом (в районе Медицинского центра). Местные фермеры несут большие убытки. Если предположить, что кто-то стал свидетелем преступления, то данные преступники могли его гипотетически убить, чтобы скрыть преступление и ликвидировать свидетеля. И снова никто из Управления полиции не выступает с официальных страниц или на телевидении. В этой связи у жителей накопились вопросы, которые мы адресовали в Управление полиции города Жезказгана на имя начальника УП города Жезказгана А. С. Садуакасова. Начальник Управления, получив вопросы от редакции, поручил ответить на них заместителю начальника по следствию Азамату Болатовичу, а тот, в свою очередь, молодому следователю, который ведёт данное дело.
На запрос редакции и отправленные вопросы сотрудники Управления полиции города Жезказгана вразумительного ответа не получили — лишь сухую выдержку из текста закона.
Ниже мы публикуем официальные вопросы редакции «Жезказганский вестник» в УВД города Жезказгана.
1. Что было сделано полицией города Жезказгана для поимки данных преступников? Какие меры оперативного характера проведены? Были ли взяты отпечатки пальцев? Проведена ли экспертиза ДНК с места происшествия? Была ли назначена экспертиза по гильзам, найденным на месте происшествия? Изучены ли экспертами и криминалистами следы шин автомобиля, на котором увозили лошадь? Была ли применена в работе «Геолокация», по которой можно определить, какие марки машин и в какое время подъезжали в данную местность? Была ли задействована кинологическая служба и служебная собака для взятия следа преступников? Проведена ли сверка запаха тех, кто реализует на рынке мясо без печати и соответствующих сертификатов с запахом на месте происшествия? Была ли проведена сверка следов автошин тех, кто торгует на рынке, со следами автошин, замеченных на месте преступления?
2. Сколько граждан обратились в Управление полиции с подобного рода заявлениями?
3. Сколько фактов скотокрадства было зарегистрировано в прошлом году, за последние три года? Сколько дел раскрыто?
4. Какие меры были приняты по вышеуказанным двум случаям?
5. Была ли проведена проверка по рынкам города и области граждан, которые сдают мясо для реализации?
6. Какие профилактические меры будут применяться Управлением полиции для пресечения повторения подобного рода преступлений?
Публикуем официальный ответ УВД города Жезказгана: «Согласно статье 201 УПК РК, данные досудебного расследования в интересах следствия не подлежат разглашению».
Ответ из серии «зеро», или, как бы сказали математики, «0». Никакой информационной ценности для населения и пострадавших фермеров данный ответ не несёт. Налицо отписки полицейских и игнорирование реализации концепции Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Слышащее государство». УВД глухо к просьбам, обращениям граждан и СМИ. Концепция «Новый Казахстан», помимо бумаг и отчётов, должна реализовываться на делах. Об этом неоднократно в своих выступлениях говорил Президент Казахстана. «Слышащее государство» — это не про бумажки и сухие отчёты. Это про открытость и прозрачность, это про модернизацию правоохранительной системы, это про конкретные действия, конкретные дела, конкретные результаты. Думаем, что не ошибёмся, если скажем, что все казахстанцы хотят, чтобы наша республика сделала 100 шагов вперёд, а не 100 шагов назад.
Жителей волнует, что преступники, почувствовав безнаказанность, будут продолжать совершать противоправные действия. Тем более, в деле задействовано огнестрельное оружие, что представляет большую опасность для населения региона. Возможно, преступники захотят применить его в других криминальных делах.
В завершение хочется отметить, что жители из числа добровольцев, так и не дождавшись от УВД города Жезказгана конкретных действий и помощи, сами начали патрулировать районы, где пасутся лошади. Добровольцы, заметив подозрительную группу мужчин крупного телосложения, одетых в специальные костюмы для разделки мяса (касапшылар) и с оружием, совершавших объезд территории, где пасутся лошади, передали данный сигнал полицейским Жезказгана. Оказалось, что мужчины в специальных костюмах для разделки мяса знакомы с полицейскими. У населения региона возникает резонный вопрос: «Почему полиция не ведёт слежку за данной группой лиц, не проводит расследование и аналитику локационных передвижений участников групп?»
Было ли проверено алиби на момент преступления участников данной группы тоже больной (прошу прощения — большой) вопрос.
P. S. Кстати, гильзы от боевых пуль на месте происшествия зафиксировали на фото- и видеосъёмку сами жители. Возможно, стражи порядка были заняты другими особо важными для них делами — ничто мирское, судя по всему, им не чуждо…