Как обеспечить качество образования?
Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Кажется, что слова Майкла Барбера, британского педагога и эксперта в области образования, известны каждому. Но их можно продолжить: а повышение качества учителя пропорционально мотивированности и профессионализму руководителя школы. Система работы по профессиональному развитию, и условия, которые создаёт администрация школы для этого педагогическому коллективу, в отдалённой перспективе определяют результаты успеха обучающихся, организации образования и региона в целом.
Поэтому качественные преобразования в системе образования должны начинаться с обучения директора и заместителя директора организации образования и включать корпоративное обучение. С таким подходом согласны руководители школ области Ұлытау, которые сделали первый шаг — прошли обучение на семинарах «Сабақты қалай тиімді талдауға болады?»/ «Как эффективно провести анализ урока?». Он был организован 14 февраля 2023 года представительством Карагандинского филиала «Өрлеу» в области Ұлытау совместно с областным Управлением образования при поддержке Департамента по контролю в сфере образования области Ұлытау. Участниками семинаров стали 115 директоров школ и их заместители.
Почему именно анализ урока?
Потому что это самый простой и доступный инструмент для совершенствования профессиональных компетенций педагога. Обратная связь предоставляется оперативно, методическая помощь осуществляется индивидуально и точечно, в соответствии с индивидуальными профессиональными дефицитами учителя, выявленными при посещении урока. И руководитель школы должен владеть этим инструментом мастерски, реализуя миссию наставника, а не карателя!
Для этого директору и заместителю директора нужно знать все тонкости. В новых Правилах аттестации педагогов существенно изменены критерии оценки урока. Нужно не просто понимать, что такое урок, а разбираться во всех нюансах: от определения типа урока и целеполагания до реализации дифференцированного подхода и использования ИКТ с точки зрения методологии обновлённого образования.
Содержание семинара было выстроено таким образом, чтобы помочь участникам пройти все этапы наблюдения урока, увидеть соответствие критериям оценки и провести последующий анализ качественно. Основными профессиональными дефицитами учителей остаются целеполагание, дифференциация и критериальное оценивание. Эти позиции взаимосвязаны. Если педагог затрудняется в постановке цели, он не понимает, каковы ожидаемые результаты урока, как помочь обучающемуся их достичь и что оценивать, чтобы сделать выводы о достижении цели урока. Поэтому на указанных позициях был сделан особый акцент.
Практикоориентированность семинара обеспечена анализом видеозаписи урока. На этом этапе директора и их заместители смогли проверить, насколько они компетентны в наблюдении и оценке урока. Обсуждения были бурными!
Теперь предстоит большая работа. Ведь мастерство приходит только через практику. Требования, представленные на семинаре, надо апробировать. И пусть на эту сложную, но интересную деятельность хватает времени и сил!