В НОВЫЙ ДОМ – С НОВЫМИ ИДЕЯМИ
Жезказганский казахский музыкально-драматический театр им. С. Кожамкулова отметил свой полувековой юбилей
50 лет назад родился наш театр. За свою жизнь он знал и взлёты, и падения, но всегда оставался любимым зрителями.
За полвека на его сцене поставлены сотни разножанровых спектаклей, на его подмостках выросли поколения талантливых артистов и сотни жезказганских зрителей рукоплескали их мастерству. И сегодня мы можем гордиться и прошлыми его достижениями, и нынешними спектаклями.
На юбилейное торжество прибыло много гостей — актёры, стоящие у истоков театра, гости из Астаны, Алматы, Костаная, Тараза, Караганды, Восточного и Западного Казахстана.
Аким области Берик Абдыгалиулы, поздравив всех со знаменательной датой, сообщил о начале строительства Корпорацией «Казахмыс» в следующем году в Жезказгане нового современного здания театра и подарил труппе новенький автобус. Он вручил директору театра Досхану Сакенулы поздравительные телеграммы от председателя мажилиса Парламента РК Ерлана Кошанова и Министра культуры и спорта РК Даурена Абаева. Далее под овации зала аким области наградил медалью «Мадениет саласынын уздиги» от Министерства культуры и спорта РК Жанибека Арыстамбекова, Умитай Абдуллаеву, Умитай Молдаберген, Балдырган Жаппарханову и Кулан Байдешеву.
С поздравительной речью к юбилярам обратился народный артист РК Тунгышбай Жаманкулов. От Союза театральных деятелей РК он вручил медали «Дара» актёрам театра Ерке Байдешеву и Бакытжану Ибраеву.
Потом на сцену во главе с Рымбалой Омарбековой поднялись актёры карагандинских театров.
Поздравили коллектив театра заслуженный ветеран Толеген Букуров, а от депутатского корпуса г. Жезказгана — Раушан Капарова.
А далее вниманию зрителей был представлен мини-спектакль, рассказывающий об истории театра, начиная с обучения талантливых казахстанских ребят в знаменитой московской «Щепке», два выпуска которых – 1972 и 1978 года – стали основателями нынешнего «Кожамкуловского». И, как все эти 50 лет, опять блистал на сцене любимый жезказганскими зрителями народный артист РК Досжан Жанботаев. И рядом – молодые, талантливые, разыгравшие настоящую феерию, показавшие душевный полёт актёров нашего театра в течение всех творческих пятидесяти лет.
Было ещё много поздравлений: от секретаря областного маслихата Бауыржана Шынгысова, акима города Кайрата Шайжанова, приглашённых гостей, коллег и соратников, волею судеб разбросанных по всей стране. И царило в воздухе вдохновение и благоговение, свойственное только театральным залам, от обилия аплодисментов и любимых лиц артистов.
Праздник завершился, и мы решили поговорить с директором Досханом Сакенулы о настоящем и будущем театра.
— Нынешний юбилей — в большой степени дань уважения основателям театра, артистам, отдавшим этой сцене не одно десятилетие. В этот день мы получаем много поздравлений из городов нашей страны. Поздравление от ректора театрального училища им Щепкина, где получили образование наши корифеи, особенно ценно для них. В последние годы мы возродили связь образовательную и культурную с этим вузом, с которым наш театр связан исторически, и хотим её, эту связь, ещё больше развивать, отправляя на подготовку и стажировку наших специалистов — не только артистов, но и режиссёров, художников. Мы заключили с ними хороший творческий меморандум в этом году. В прошлом году заключили меморандум с театром кукол Образцова. Туда также отправляем на стажировку наших режиссёров. У нас в этом направлении запланирована большая объёмная работа.
В последние два года к нам приехали специалисты из России, ставят у нас спектакли. Последняя наша совместная работа — постановка «Коксерек», это был творческий проект с ГИТИСом, на котором работали художник по пластике Софья Гуржиева из России, художник — постановщик Алёна Грек с Украины, режиссёр — постановщик Константин Денискин из России, художник по свету Мариинского театра из Санкт — Петербурга Софья Крылова. Мы бросили клич коллегам -друзьям в Москве, и они откликнулись. Получился конструктивный, очень полезный творческий процесс. Мы выпустили спектакль, и для каждого из них это был первый спектакль, который они делали не на русском языке. Для нас это тоже было внове, когда специалисты из другой страны могут сделать спектакль по произведениям наших отечественных авторов.
Думаю, этот проект был событием для нашего города. Всё, что мы делаем, делается для развития эстетического вкуса и актёров, и нашего зрителя. Чтобы они увидели театральный язык, который сейчас развивается в мире, мы его перенимаем, привозим к себе. Мы привозим к себе и новые технологии. Считаю, что это подготовка к ещё большему развитию, к лучшим нашим спектаклям.
Думаю, очень важно, чтобы у театра была идея, мысль, о которой он будет говорить и нести её зрителю. Если мы ставим спектакль об Абае, мы говорим о боли, которую он переживал, о ценностях духовных, которые он нёс народу.
— Немало сделано вами и коллективом за последние годы. Что в планах на ближайшую перспективу?
— Первые два спектакля, которые мы выпускали с зарубежными специалистами, больше носили ознакомительный и образовательный характер. Это спектакль «Жут» (режиссёр из Москвы Азамат Нигманов, художник из Франции Эль Леранж). Второй спектакль — «Коксерек» («Лютый» по роману М. Ауэзова).
Следующий наш этап — это получение нашими специалистами новых знаний. Наш режиссёр работал с художником из России, наш художник работал с режиссёром из России. На следующий год мы готовим спектакль, где выступит режиссёр нашего театра Темиржан Жанботаев совместно с художником-постановщиком, которая взяла «Золотую маску» в России, Юлией Шереметовой. (Она вместе с Настей Нефёдовой получили эту награду, и сейчас они самые топовые художники-сценографы в России). Они работают не только у себя в стране, но и с успехом за рубежом. Налаживание таких контактов не дорого финансово — дешевле, чем пригласить топовых казахстанских специалистов, — а дорого в смысле обучения и контактов. Мы должны стремиться к уровню лучших российских театров. В прошлом году, когда мы возили наших артистов в Москву, мы побывали в Вахтанговском театре, Сергей Безруков пригласил нас на открытие юбилейного театрального сезона в своём театре. Там, в Москве, мы подготовили почву для ежегодных поездок наших актёров в Москву для просмотра спектаклей театров российской столицы. Это своего рода мастер-класс. Там много нового можно увидеть. Например, в свою поездку мы видели спектакль, который идёт 9 часов без декораций и костюмов. И очень интересный, захватывающий. Что-то подобное мы хотим сделать и у себя. Конечно, не на 9 часов, но всё-таки. К счастью, мы сейчас идём к тому, что зрителей становится всё больше. Увеличивается и количество русскоязычных зрителей. Мы работаем над обеспечением комфортного перевода.
— Иногда перевод не важен, главное мастерство, игра актёров.
— Да, это так. В культуре, в искусстве нет языков, нет границ. Мы даже шутим, что когда Россия и Украина находятся в конфликте, у нас в Казахстане их специалисты ставят один совместный спектакль. Мы как площадка для мира, для согласия. Конечно, мы желаем мира между этими странами.
— В этой совместной работе, я думаю, не только вы учитесь, но и зарубежные специалисты много черпают для себя у актёров и режиссёров казахстанской школы.
— Конечно. Они дают свою оценку, отмечая, что наши специалисты не хуже. Мы не отстаём от них. Только, может, подход к делу, отношение профессиональное нам надо менять. И тогда сможем идти вперёд не мелкими шагами, а очень быстро. Это возможно и доступно. Мы хотим быть вместе и наравне с лучшими театрами Москвы, тянемся к этой эстетике, которая не даёт стоять на месте.
— Думаю, это тоже гражданская позиция — брать всё лучшее, приносить себе и развиваться. А где Вы раньше работали? Откуда приехали в наш город?
— Я приехал из Алматы. Работал в Большом казахском драматическом театре им. Ауэзова заместителем директора. Есть опыт работы в кино, в шоу-бизнесе, делал частные международные проекты. У меня образование режиссёрское, закончил институт им. Жургенова, но я режиссурой не занимался, лучше у меня получается административная работа. Образование помогает мне понимать специфику творческой театральной работы, и направлять её в нужное русло. Я учусь у директора Вахтанговского театра Кирилла Крока, считаю его заочным моим педагогом. Каждый год езжу на повышение квалификации, считаю, что у меня тоже московское образование.
Три года назад Управление культуры Карагандинской области решило пригласить меня в этот театр. Я понял, что здесь можно сделать что-то интересное. Интересное и мне, и, в особенности, коллективу. Работаем. Думаю, что справляемся. Но это не тот уровень, который я хотел бы видеть. Что-то получилось, но, наверное, 60% из задуманного ещё не сбылось. Есть объективные причины несбывшегося. Например, желая пригласить того или иного специалиста, мы не можем обеспечить его техническими. Но уже многое сделано в хозяйственном плане
— В 50 лет, я так понимаю, жизнь нашего театра, как говорилось в известном фильме, только начинается. Начинается с обновления внешнего и внутреннего, с новых подходов в режиссуре и эстетике театральных постановок, с нового отношении к делу?
— В наше пятидесятилетие мы заканчиваем определённый временной цикл, и с 51-го года начинаем новый с новыми возможностями. Конечно, самый главный подарок преподнесло нам наше градообразующее предприятие — строительство нового современного здания, которое будет отвечать всем параметрам и требованиям. Там предусмотрены два зрительных зала, конференцзал, гостиничный комплекс, банкетный зал. Это будет очень большой культурный комплекс, в 4 раза больше нынешнего здания. Строительство нового здания начнётся в следующем году в новом районе. Открытие планируется в 2024 году.
В новое здание будем входить не только с новым бытом, но с новой философией, новым мышлением, новым менталитетом. Повышать требования к себе, к нашим спектаклям. Должны соответствовать, развиваться интеллектуально, постоянно учиться.
— Вы стремитесь вперёд. А как по-вашему, есть с кем идти вперёд, в обновлённое будущее?
— Есть. Работать есть с кем. У труппы, у театра большой потенциал. Но, думая о будущем, нельзя не думать о новом поколении. Пока что наш музыкальный колледж представляет удручающее зрелище. Мы сейчас практикуем дуальное обучение. Практику, сцендвижение они получают у нас, на нашей репетиционной базе. А теорию они изучают там. И там тоже надо решать много проблем. Вырастить в том здании специалистов с эстетическим вкусом проблематично.
Я понимаю, что в нашем городе и области много бытовых проблем, требующих решения. Но вспомним историю. Когда говорят о Византии, никто не вспоминает о бытовых условиях, в истории остаются культурные ценности. То же самое о любом великом городе или стране. Надо это понимать и стараться развивать культуру. Она остаётся в веках потомкам. У нас для развития культуры всё есть. Это наш Алашахан, наш Жоши, наше Улытау. У нас есть культурный фундамент, его надо только развивать. Рушить менталитет тупиковости и идти вперёд.
— Хочу поблагодарить вас, некоренного жезказганца, за любовь к нашему городу и стремление развивать его и делать лучше.
— Такая позиция у меня почему? Этот город даёт мне возможность развиваться самому, кормит мою семью, моих родителей. И чтобы моя семья жила ещё лучше, Жезказган должен процветать. А сделать его лучше можем мы сами. Родина не там, где ты родился, а там, где ты нужен.
Валентина Одинцова.
Фото В. Шавнева.