Жизнь и общественно-политическая деятельность Ахмета Баржақсыұлы

Ахмет Баржақсыұлы родился в 1893 году в ауле №1 Жездинской волости Атбасарского уезда Акмолинской области. Согласно генеалогической цепочке рода Баржақсы, составленной аксакалом Боранбайкажы из Жезды, она выглядит следующим образом: от предка Байшуака родился Танабай, от Танабая – Баржақсы, а от Баржақсы – Биримжан, Торежан, Елемес и Ахмет.
Род Баржақсы был одним из известных и состоятельных в Атбасарском регионе. Сам аксакал Баржақсы родился в Жездинском регионе в 1868 году. Он владел арабским, персидским и русским языками, был грамотен. С ранних лет занимался торговлей и предпринимательством. Позже переехал в город Атбасар, где владел двумя-тремя магазинами. Одно из его зданий, построенное из красного кирпича, впоследствии стало библиотекой. Аксакал Баржақсы, рано осознав важность образования и науки для будущего, поставил целью дать образование своим четырем сыновьям. Благодаря этому Биримжан стал агрономом, Торежан — ветеринаром, Елемес — фельдшером-врачом, а Ахмет — учителем, экономистом и литератором, честно служившим своему народу и земле. Младший сын Баржақсы, Ахмет, окончил русско-казахское училище в Атбасаре 20 мая 1908 года.
Историко-географические данные свидетельствуют, что город Атбасар Акмолинской области с давних времен славился своей традиционной летней ярмаркой. Атбасар был основан в 1845 году. В середине XIX века он стал центром Атбасарского округа, а в 1869 году — центром Сарысуского уезда Акмолинской области. До Октябрьской революции (конец XIX — начало XX века) в городе ежегодно проводилась знаменитая атбасарская ярмарка. Ярмарка, расположенная на древнем караванном пути, превратилась в торговый центр для казахов и купцов из Ташкента, Бухары, Самарканда, Казани, где фабричные изделия продавались казахам, занимавшимся скотоводством.
После окончания учебного заведения в Атбасаре в 1904—1908 годах Ахмет Баржақсыұлы по стопам своих братьев Биримжана, Торежана и Елемеса отправляется в город Омск в поисках знаний. В 1910 году в возрасте семнадцати лет он поступает в Омскую учительскую семинарию, получив государственную стипендию.
В начале XX века город Омск был не только одним из крупных просветительских центров Российской империи, но и городом, где получали образование казахские юноши. Одним из первых, кто учился в этом городе, был Шоқан Шыңғысұлы Уәлиханов, получивший образование в Сибирском кадетском корпусе в 1847—1853 годах. В конце XIX — начале XX века в учебных заведениях Омска получили образование будущие выдающиеся деятели казахской культуры и истории, политики и ученые: Әлихан Бөкейханов, Ахмет Байтұрсынов, Ахмет Баржақсыұлы, Мағжан Жұмабаев, Қошке (Қашмұхамбет) Кемеңгеров, Сәкен Сейфуллин, Нығмет Нұрмақов, Әбілқайыр Досов, Шәймерден Әлжанов, Сәбит Мұқанов. Нығмет Нұрмақов, государственный и общественный деятель, председатель Совета Народных Комиссаров КазАССР с октября 1924 по апрель 1929 года, окончил Омскую учительскую семинарию в 1915 году. Мағжан Жұмабаев, деятель движения «Алаш», поэт, яркая звезда казахской литературы, учился в Омской учительской семинарии. Омск способствовал образованию Ахмета Баржақсыұлы, его занятиям наукой и общественной деятельностью. Талантливые учителя помогли молодому Ахмету погрузиться в море знаний и извлечь из него жемчужины науки. В семинарии преподавали известные ученые А. Н. Седельников, А. П. Васильев, А. И. Покровский, внесшие вклад в формирование духовного мировоззрения будущих учителей. Так, в этом учебном заведении работал историк и этнограф А. Н. Седельников. Он был исследователем Западной Сибири и Восточного Казахстана, членом Западно-Сибирского отдела Русского географического общества.
Александр Никитич, совмещавший преподавательскую и научную деятельность, неоднократно путешествовал по казахской степи. Он записывал казахские сказки и легенды, изучал флору и фауну Алтая и Восточного Казахстана, опубликовав более двадцати научных работ. В начале XX века в написании XVIII тома труда «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», посвященного «Киргизскому краю», участвовали А. Н. Седельников, Л. П. Осипова, Ә. Н. Бөкейханов, С. Д. Чадов, Н. А. Бородин, Т. Т. Белоногов, В. П. Семенов и П. Н. Столяпинский. Редакторами сборника были ученые П. П. Семенов-Тян-Шанский и В. И. Ломанский. При генерал-губернаторе степи Г. А. Колпаковском с 1888 года из Омска еженедельно выходило «Особое прибавление к Акмолинским областным ведомостям». Позже это издание стало называться «Киргизская степная газета» и стало второй газетой, выходившей на казахском языке. В течение четырнадцати лет это издание публиковало богатое фольклорное наследие казахского народа, а также произведения тогдашних интеллигентов.
В конце XIX — начале XX века в Омске действовали следующие издания, в которых публиковались материалы деятелей партии «Алаш»: «Степной край» (1894—1905), «Сельскохозяйственный листок» (1902—1905), «Степь» (1905—1906), «Степной листок» (1893), «Иртыш» (1906), «Омич» (1906), «Степная газета» (1906), «Степной вестник» (1906), «Голос степи» (1907).
Омск, этот маяк старой Сибири, является родиной наших предков, которые пасли скот и жили на бескрайних казахских степях. В конце XIX — начале XX века это было благословенное место, где казахские дети получали образование, участвовали в политической борьбе, познавали вкус демократии и учились грамоте. Именно в этом регионе в 1914 году казахская молодежь создала культурно-просветительскую организацию «Бірлік», объединив вокруг себя единомышленников. Целью молодежной организации казахов было пробуждение национального самосознания и развитие культуры казахского народа.
Казахские молодые люди издавали под эгидой общества «Бірлік» рукописный журнал «Балапан», где публиковали свои литературные произведения и вели различную литературно-просветительскую работу. В качестве одного из таких мероприятий можно отметить, что в 1915 году под руководством Сәкена Сейфуллина казахская молодежь впервые провела концерт художественной самодеятельности для жителей Сибири.
После Февральской революции 1917 года члены организации «Бірлік» активизировали свою культурно-просветительскую деятельность, объединяя молодежь в уездах Акмолинской области и создавая местные отделения. 1 октября 1917 года правление организации «Бірлік» созвало съезд, объединивший местные отделения. На нем обсуждались следующие вопросы: во‑первых, присоединение местных организаций к омскому обществу «Бірлік»; во‑вторых, разработка нового устава в связи с этим; в‑третьих, создание комиссии по образованию; в‑четвертых, открытие краткосрочных курсов для подготовки учителей; в‑пятых, оказание материальной помощи нуждающимся; в‑шестых, распространение среди народа произведений национальных писателей и периодической печати казахов; в‑седьмых, создание центрального правления казахской молодежи. В уставе съезда было открыто заявлено о намерении поддержать партию «Алаш», поскольку эта партия была единственной политической организацией национально-демократического направления.
В середине ноября 1917 года в Омске была образована казахская социалистическая партия «Үш жүз». Организаторами и учредителями этой партии были журналист и драматург Көлбай Төгісов, фельдшер и переводчик Шаймерден Әлжанов, журналист Мұқан Әйтпенов и врач Ысқақ Көбеков. Партия, руководствуясь идеями интернационализма, провозгласила «объединение тюрко-татарских народов». Большевики, критикуя и разоблачая националистические и мелкобуржуазные взгляды членов партии, тем не менее открыто взаимодействовали с ними. Председателем исполнительного комитета Омского областного совета казахских депутатов, одним из организаторов партии «Үш жүз», был Шаймерден Әлжанов.
Ахмет Баржақсыұлы, активно участвовавший в просветительской и культурной деятельности общества «Бірлік», основанного в 1914 году, в том же году 4 июля, получив оценку «очень хорошо», окончил Омскую учительскую семинарию и получил квалификацию учителя начальных классов. В стенах семинарии Ахмет изучал следующие предметы: педагогика, русский язык, математика (арифметика, геометрия, землемерие), история, география, физика, естествознание, каллиграфия, рисование и черчение, пение, практические занятия по обучению, гимнастика, ручной труд.
В 1914 году Омскую учительскую семинарию окончили двадцать четыре ученика, получив документы, дающие право на преподавательскую деятельность. Среди них трое были казахами. Это Баржақсыұлы Ахмет, Мешенбаев Сейіл и Нұрұмов Қорғанбек.
И, как символ связи времен, памяти предков и будущего — в свете приобретенной Независимости Отчизны — хочу добавить поздравления в духе праздника.
Пусть День Независимости Республики Казахстан, отмечаемый 16 декабря, наполняет сердца потомков рода Баржақсы и всех казахстанцев гордостью за нашу историю, уважением к труду предков и стремлением к служению Родине.
Желаю каждому из нас мирного неба над головой, благополучия, здоровья и уверенности в будущем. Пусть память о таких людях, как Ахмет Баржақсыұлы, вдохновляет нас хранить и приумножать богатство и независимость нашей Родины!
К. Ауезов,
историк, археолог, обладатель медали «Лучший краевед».