Куда уходят деньги граждан за ОСМС?
Где мои взносы на ОСМС, сколько денег собралось в Фонде, сгорают ли деньги, если не обращался в поликлинику? Эти вопросы периодически задают в социальных сетях. Несмотря на то, что система ОСМС действует уже с 2020 года, а информация о ее реализации постоянно публикуется, многие все еще не вникли, куда уходят взносы и отчисления. На эти вопросы ответил директор филиала по области Ұлытау НАО «Фонд социального медицинского страхования» Алибек Бердыбеков.
Внедрение системы ОСМС было обусловлено необходимостью увеличения доступности медпомощи, снижения дефицита финансирования. Если в 2019 году на здравоохранение было предусмотрено 1,03 трлн тенге, то на 2023 год — уже 2,5 трлн тенге. Это позволило увеличить количество оказываемых медицинских услуг, соответственно, больше граждан могут обратиться за той или иной медицинской помощью.
Деньги за ОСМС поступают в Фонд соцмедстрахования?
Многие ошибочно полагают, что платежи за ОСМС поступают в Фонд, и он может распоряжаться ими по собственному усмотрению. На самом деле все взносы и отчисления, которые оплачивают граждане, поступают на специальный счет в Национальном банке, и их нельзя расходовать на иные цели, кроме оплаты за оказанные медицинские услуги.
Куда уходят взносы?
Со специального счета в Нацбанке эти средства направляются медицинским организациям — поставщикам Фонда — строго на оплату оказанных медицинских услуг в системе обязательного социального медицинского страхования. То есть застрахованные граждане бесплатно получают всю необходимую по показаниям медпомощь, которая входит в перечень ОСМС, а оплачивает за них Фонд социального медицинского страхования.
К примеру, за 2022 год на оплату медпомощи, оказанной в рамках ОСМС, было направлено около 836 млрд тенге.
Сколько средств поступило за ОСМС?
За период с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 года в виде взносов и отчислений поступило 590,8 млрд тенге. Из них отчисления работодателей составили 37,7 %, взносы государства за льготные категории населения — 33,2 %, взносы работников — 24 %, другие плательщики (ИП, работники по договорам ГПХ, самозанятые, самостоятельные плательщики) — 5,1 %.
Эти средства ежемесячно направляются в качестве оплаты за оказанные медицинские услуги в системе ОСМС.
Можно ли снять свои взносы, если не обращался за медпомощью?
Система ОСМС является солидарной, а не накопительной. Не имеет значения, обращался ли конкретный человек за медицинской помощью, так как здесь не предусмотрены персональные счета с накоплениями взносов. Казахстанскую модель построили как социально ориентированную, чтобы не ограничивать пациента в объеме и стоимости получаемого лечения, которое ему требуется по состоянию здоровья.
Рассмотрим на примере. При максимально возможном взносе за год гражданин соберет лишь 168 тыс. тенге (по 14 000 тенге в месяц). Предположим, что эти средства находятся на индивидуальном счете, и пациент может использовать их на лечение по своему усмотрению. Однако на эту сумму он сможет получить ограниченный объем лечения.
Только стандартный набор анализов (проверка гормонов, наличие инфекций) обойдется в несколько десятков тысяч. А если необходимы УЗИ, кардиограмма, КТ/МРТ и другая инструментальная диагностика? То есть накопленных за год взносов может быть недостаточно даже на прохождение полноценного обследования для установления диагноза. Затем может потребоваться посещение дневного стационара или госпитализация в круглосуточный.
Если же будут показания на операцию, а их стоимость достигает нескольких миллионов тенге, то пациент попросту останется без медпомощи. Накопленных средств не хватит, чтобы покрыть стоимость лечения. Такой подход будет невыгоден самому пациенту.
Поэтому в отечественной модели системы ОСМС все средства поступают на единый специальный счет в Национальном банке. А оттуда они направляются на оплату медицинской помощи, оказанной по ОСМС всем застрахованным гражданам, независимо от категории плательщика и размера осуществляемых им взносов.
Если у вас есть какие‑либо дополнительные вопросы или возникли проблемы с получением медицинской помощи, вы можете обратиться в «Службу поддержки пациентов» в своей клинике. Если разрешить ситуацию на месте не удалось, можно направить обращение в Фонд социального медицинского страхования удобным для вас каналам связи:
• мобильное приложение Qoldau 24/7;
• официальный сайт fms.kz;
• @SaqtandyrýBot в Telegram;
• контакт-центр 1414.
В Фонде также напомнили, что проверить свой статус в системе медицинского страхования и получить информацию о произведенных выплатах также можно на сайте электронного правительства egov.kz, в разделе «Здравоохранение» (через государственную услугу «Предоставление информации об участии в системе обязательного социального медицинского страхования в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов»).