Памятка потребителю
Как защитить свои интересы в летний сезон и всегда ли клиент прав? Растущую динамику обращений потребителей и другие актуальные вопросы были рассмотрены в рамках круглого стола на площадке РПП «Атамекен» с участием руководства Департамента по торговле и защите прав потребителей области Ұлытау.
Во встрече приняли участие представители всех заинтересованных ведомств — сотрудники правоохранительных органов, директор по защите прав бизнеса РПП Галымжан Сутбаев, а также эксперты Региональной палаты предпринимателей.
Открывая круглый стол, руководитель Департамента по торговле и защите прав потребителей области Ұлытау Женисбек Ахметов сообщил, что Департамент в пределах своей компетенции рассматривает все обращения физических и юридических лиц в сфере защиты прав потребителей.
Тема дня — рост количества жалоб и вопросов потребителей, касающихся условий и ограничений, устанавливаемых в зонах отдыха, на пляжах, запрещающих приходить посетителям со своей едой и напитками, так называемые «депозиты» в летних кафе и ресторанах.
- Любые законно приобретенные напитки и еда являются частной собственностью потребителя, это право гарантировано 1 и 3 частями ст. 26 Конституции РК, — подчеркнул Женисбек Алпамысович. — В преддверии летнего сезона участились жалобы от казахстанцев, которым запрещают заходить на территорию мест отдыха со своей едой и напитками. Такие запреты недопустимы, так как данные действия являются принуждением потребителя дополнительно покупать еду и напитки. Они недействительны ни в устной, ни в письменной форме. Предприниматели обязаны предоставить покупателю свободный доступ на территорию зоны отдыха со всеми имеющимися и законно приобретенными товарами, за исключением случаев, когда товары нарушают моральные устои. Стоит отметить, что, если такие товары продаются на территории зоны отдыха, такой запрет не применяется. В любом случае потребитель может обратиться в территориальные управления за консультацией и юридической помощью.
Заместитель руководителя Департамента по торговле и защите прав потребителей Алмас Шаймерденов, в свою очередь, рассказал об итогах работы Департамента за 5 месяцев текущего года. Поступило 52 обращения потребителей, большая часть из них была удовлетворена или рассматривается в данный момент. Жителям области возвращено 6,5 млн тенге.
Все чаще в ведомство обращаются не только обманутые покупатели, но и получатели услуг. Как пример — коллективные жалобы сатпаевцев в отношении ТОО «Сәт Тазалық» и ТОО «Казэнергоцентр». Также сегодня Департамент по защите прав потребителей проводит мониторинг цен на социально значимые продукты питания.
В свою очередь, эксперты РПП «Атамекен» из числа предпринимателей просят обратить внимание и на их права. Продавцы обуви и одежды считают, что наши земляки злоупотребляют своими правами. Очень неприятно, когда покупатель спустя несколько дней возвращает уже ношеные детские кроссовки или сандалии. Другое новомодное поветрие — девушки приобретают платье, идут в нем на праздничное мероприятие, а потом приносят назад в пятнах или разорванными по швам. В лучшем случае постиранными. Кто встанет на защиту прав предпринимателя?
Возврату не подлежат такие товары, как лекарства и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочные изделия, устройства сотовой связи, метражный товар (ткани, ковровые изделия, кабели, линолеум, пленка), а также животные и растения, отметила председатель ОО «Защита прав потребителей» Гулжахан Дюсембекова.
Вернуть товар в Казахстане можно, если приобретенная вещь оказалась с повреждениями, дефектами, а продавец о них не предупредил, если обновка не подошла по каким‑то параметрам. На каждый случай предусмотрены свои условия.
В озвученных случаях речь идет, скорее, о недобросовестных покупателях. Продавец тоже имеет право не принять товар, который возвращают непригодным для его перепродажи. Однако в таких спорных случаях важно действовать в правовом поле.
Салтанат Кожахметова.